Профессор Евгений Дмитриевич Поливанов

В Киргизию профессор Поливанов приехал по личному приглашению тогда уже опального научного сотрудника Института культурного строительства, бывшего наркома просвещения Киргизской АССР К. Тыныстанова. Они были знакомы по Ташкенту, и Тыныстанов решил переманить известного лингвиста, создателя учебников для узбекских школ, для научного укрепления родного института и оживления работы по созданию киргизских и дунганских учебников. Приказ № 22, изданный 21 июля 1934 года по Институту, гласил; «Зачислить профессора Поливанова с 7/VII научным сотрудником института в должности действительного члена по дунганскому сектору с окладом содержания 600 руб. в месяц. Испытательный срок с заключением персонального договора. Основание: рапорт Поливанова с резолюцией директора Института».
Директором в это время был Шихалов. Так нежданно-негаданно лингвистическая звезда мирового масштаба засветила во Фрунзе.
Надо сказать, к этому времени имя Е. Д. Поливанова действительно было широко известно в научных кругах, и может быть за рубежом даже более, чем в Союзе.
Недолгую, но яркую жизнь прожил Евгений Дмитриевич Поливанов.
Родился он в Смоленске 28 февраля 1881 года. В 1908 г. с серебряной медалью закончил Рижскую Александровскую гимназию и поступил в Петербургский университет. После блестящего окончания в 1912 г. Е. Д. Поливанов получил сразу два приглашения остаться в университете и выбрал кафедру сравнительного языкознания проф. И. А. Бодуэна. Как бы мы сейчас сказали — в аспирантуре. Дело в том, что параллельно с университетом он учился в Практической восточной академии, закончив ее по японскому разряду. Так Е. Д. Поливанов стал представителем особого направления в ориенталистике, соединяя в себе филолога и лингвиста-теоретика.
В 1914 г. Поливанов сдает магистерские экзамены, защищает диссертацию и становится приват-доцентом восточного факультета, читает курсы по японскому и китайскому языкам. Он публикует труды по японскому языку, трижды (в 1914, 1915 и 1916 гг. ). занимался изучением диалектных особенностей коренных жителей Японии, посетил в эти же годы Корею и Китай. Вскоре Поливанов становится профессором своего родного университета. Являясь беспартийным, Поливанов, тем не менее, активно сотрудничал с большевиками.
Печатается в горьковской легальной газете «Новая жизнь», а при выборах в Учредительное собрание голосует по списку большевиков. С сентября 1917 г. Поливанов заведует отделом печати в МИДе. Именно ему принадлежит заслуга расшифровки, перевода и публикации тайных договоров царского правительства.
Проф, Поливанов сразу и безоговорочно принял октябрьскую революцию. Как специалист по восточным языкам (в первую очередь японского и китайского) он работает в Наркоминделе (и одно время работал под непосредственным руководством Льва Троицкого, что впоследствии сыграет свою роль в роковой судьбе ученого).
37-ГОД В КЫРГЫЗСТАНЕ