Железистые воды Кыргызстана



Железистые воды Кыргызстана


К лечебным железистым минеральным водам относятся такие, в которых содержится не менее 20 мг/л растворенного железа. Подобных вод у нас в стране немного, но именно на железистых Марциальных водах (расположены в 50 км от г. Петрозаводска) в 1719 г. указом Петра I был организован первый в России курорт. Марциальными они названы в честь древнеримского бога войны Марса, так как в это время считалось, что употребление железистой минеральной воды делает человека сильным.

Интересен факт истории курорта — для лечебного использования этих вод царь утвердил «Правила докторские, как на этих водах поступать», при которых отмечалось, что они разработаны для обеспечения пользы здоровью от этих вод: «...дабы непорядочным употреблением оных не был никто своему здоровью повредитель» и делалось предупреждение о наказании возможных нарушителей. Но и спустя более 250 лет мы еще далеко не всегда грамотно пользуемся лечебной силой минеральных вод, и петровское предупреждение не устарело.

В Киргизии нет курортов, базирующихся на железистых водах, поскольку эти воды не относятся к числу особенно ценных, плохо переносят транспортировку и хранение, да и расположены их выходы в большинстве случаев в сравнительно труднодоступных условиях. Но многие жители и гости нашей республики не раз встречали родники, по ложу водотока из которых отлагается налет яркой оранжево-коричневой или оранжево-красной слизи. Это выпавшая в осадок гидроокись трехвалентного железа, т. е. хорошо всем известная ржавчина.

В верховьях реки Яссы на площади около 300 кв. км выходит около десятка групп источников углекислой воды, содержащих повышенные концентрации растворенного железа, и несколько групп родников чисто железистых, в воде которых содержание углекислого газа столь мало, что не представляет практического интереса.

Наибольшее содержание железа (45 мг/л) в естественном выходе зафиксировано в роднике, расположенном в ур. Савала в 2 км к северо-востоку от слияния р. Читты и руч. Аркаршур на абсолютной отметке 2870 м; интере¬ной особенностью положения родника является превышение места его выхода над днищем местного сая на 70 м, что в общем-то не характерно для минеральных вод: чаще всего они имеют восходящий поток под землей и появление их на поверхность земли обычно приурочено к днищам врезов, долин.

Группа небольших струй железистой воды вытекает из трещин в темно-серых богатых органикой алевролитах туюкской свиты нижнеюрского возраста. Дебит выхода близок к 0,1 л/с, температура воды равна 7,6° С, что на 2—4°С выше, чем наиболее часто встречающиеся в этом районе на высотах, близких к выходу железистого источника.

По химическому составу вода гидрокарбонатная кальциево-железистая, без запаха, пресная, с четким привкусом железа; минерализация ее составляет 180 мг/л, количество растворенной свободной углекислоты равно 88 мг/л.

Родник легко опознается на местности по яркому цвету охры железистого осадка и виден издали. Подход к нему непрост — около 10 км по тропе на правом борту долины р. Читты от места ее слияния с р. Яссы, а затем полтора километра совсем по бездорожью. Но затраченные усилия вполне оправдаются памятью о красоте тех мест и надолго сохранившимся во рту не так уж плохим вкусом железа; креме того, у отправившегося на свидание с этим родником не исключена встреча с другим, похожим на описанный. И такой родник будет только ваш, хотя и наш пока еще не имеет названия.

Другой выход железистых вод в бассейне р. Яссы расположен в верховье руч. Аркаршур в 0,5 км вверх по его течению от слияния с руч. Агатан (северный) на абсолютной отметке 3120 м в основании правого склона в 8 м над урезом воды в ручье.

Это одиночная струя с дебитом 0,2 л/с из трещиноватых алевролитов той же туюкской свиты, что и в предыдущем случае; вода родника бесцветна, без запаха, пресная, с явным привкусом железа. Минерализация воды 160 мг/л, по составу макрокомпонентов она гидрокарбонатная магниево-железистая, железа в ней 33 мг/л, а свободной углекислоты —15 мг/л. Температура воды при замере в конце лета составляла 10,5°С, что на 6—7°С выше местной фоновой и свидетельствует о наличии каких-то источников энергии, делающих температуру этой воды аномальной.




Подход к роднику пролегает по тропе от слияния р. Читы и руч. Аркаршур вверх по долине Аркаршур. Сам по себе второй выход железистых вод может быть и не заслуживает большого внимания, но ведущий к нему маршрут проходит мимо соленого углекислого источника Аркаршур, а вот к нему сходить стоит — такого другого нет: он не только сильно углекислый, но и тепловатый, и солоноватый, его вода пьется легко и быстро. Разделяющие же два аркаршуринских источника сотни метров забравшегося в эти места человека, конечно, не остановят.

Много источников с повышенным содержанием железа имеется в долинах ручьев Чон-Чавай, Джол-Чавай, Чон-Агатан и в других, часто безымянных, но лишь в десятке случаев это содержание превышает 10—20 мг/л. Рекорд же концентрации железа в подземных водах в Киргизии выявлен при опробовании скважины № 7 на месторождении Кара-Шоро по достижении ею глубины 80 м. Вскрытые здесь отложения туюкской свиты содержат хлоридную натриевую воду с минерализацией около 25 г/л, горько-соленую на вкус. Концентрация железа в ней составила 120 мг/л при теоретически максимально возможном в природе в подобных условиях 144 мг/л, но поскольку при этом в воде было определено 2100 мг/л свободной углекислоты, то именно углекислота в первую очередь обусловила характеристику перехваченных скважиной струй подземного потока. И хотя, конечно, никто рекорда содержания железа у этой воды не отнимает и не оспаривает, нас не покидает чувство, что он установлен при «попутном ветре», обеспеченном присутствием С02 св.

В бассейне р. Чемынды (Джумгальскнй район Нарынской области) выделяется 3 группы родников, в воде которых повышено содержание железа, и хотя оно не превышает 3 мг/л, при встрече источники оставляют незабываемое впечатление, а одна группа своими цветными отложениями гидроокиси даже дала название ручью Кызыл-Суу. Существенным доводом за выбор для рассмотрения Чемындинских источников было для нас и то обстоятельство, что они расположены на трассе автодороги Чаек и Казарман, и четкие следы ее местами еще можно наблюдать по долине. Это облегчает продвижение.

Из трех групп выходов, аномальных по виду и составу воды, наиболее впечатляющий вид имеет выход Чемынды (средний). Он расположен в километре выше по течению реки от развалин кишлака Чемынды в основании левого борта долины в 5 м над рекой на абсолютной отметке около 2400 м.

Здесь на участке коленообразного изгиба русла в обрыве берега видны травертиновые натеки, образовавшиеся при выпадении из воды карбоната кальция; гидроокись железа местами придала им бурую окраску самых разных оттенков. В вершине этого травертинового щита в двух десятках метров от реки из-под корней ели с дебитом 20 л/с выходит грифон прозрачной холодной (6,5°С) воды; она солоновата, с едва заметным привкусом железа.

Химическим анализом установлено, что эта вода имеет сульфатный кальциевый состав, содержание железа в ней не превышает 2—3 мг/л, свободной углекислоты —80—ПО мг/л.

Интересен факт, что при выражении анализа в эквивалентной форме содержание сульфат-иона на 1,5—2,5 мг/экв. больше, чем кальций-иона, а это играет определенную роль при выяснении условий формирования подземных вод.

Как следует из приведенных данных, вода Чемынды- (средний) как лечебная ни углекислой, ни тем более железистой не является, но не справедливо будет называть и совсем без «специфических» компонентов—концентрация и железа и тем более свободной углекислоты в ней во много раз больше, чем в соседних фоновых источниках. По содержанию макрокомпонентов она является полным аналогом минеральной воды курорта Краинка (Тульская обл.), разливаемой при искусственном газировании в качестве лечебно-столовой сульфатной кальциевой воды.

Происхождение железистых вод заслуживает обстоя-тельного рассмотрения хотя бы уже потому, что это один из немногих типов минеральных вод, условия формирования которых прослеживаются более менее достоверно.

Накопление железа в природной воде может идти двумя основными путями — в результате окисления в водной среде железосодержащих сульфидов, наиболее распространенным из которых является пирит, и взаимодействия железосодержащих карбонатов, например, широко распространенного жильного минерала анкерита или не менее часто встречающегося сидерита с водой, обогащенной углекислотой.


Оставить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent