Интервью с главой Службы судебных исполнителей о новых правилах игры

Наталья Маркова Эксклюзив
VK X OK WhatsApp Telegram
Интервью с главой Службы судебных исполнителей о новых правилах игры


Эффективность правосудия определяется не только строгостью приговоров, но и их реальным исполнением. В течение долгого времени система судебных исполнителей в Кыргызстане вызывала много вопросов: низкие показатели взысканий, бюрократизм и коррупционные риски подрывали доверие граждан к правосудию. Летом 2025 года произошла значительная перемена - Служба судебных исполнителей была передана в ведение Генеральной прокуратуры. О первых результатах этой "шоковой терапии", цифровых преобразованиях в службе и повышении ее эффективности рассказал исполняющий обязанности директора Службы судебных исполнителей, подполковник юстиции Жыргалбек Курманбеков.

- С 1 июля 2025 года полномочия по исполнению судебных решений и решений государственных органов были переданы Генеральной прокуратуре. Что послужило причиной такой кардинальной реорганизации и какие изменения произошли в вашей работе за это время?

- Ситуация требовала решительных действий. 23 июня 2025 года Президент подписал указ, который запустил масштабную реформу, так как прежняя модель в составе Судебного департамента уже исчерпала себя. Мы столкнулись с множеством системных проблем: низкая исполнительская дисциплина, отсутствие контроля и медленное взаимодействие ведомств.

Переход к Генеральной прокуратуре стал не просто изменением вывески. Он позволил создать жесткую вертикаль управления, благодаря которой каждый исполнитель ощущает надзорный орган за своей спиной, что значительно повысило дисциплину. За несколько месяцев произошли коренные изменения: мы централизовали функции, активно внедрили цифровые технологии и наладили прямую координацию с другими госорганами. Теперь мы не просто просим, а требуем исполнения закона в интересах граждан.

Если говорить о цифрах, результаты налицо. В 2024 году в бюджет было взыскано чуть более 633 миллионов сомов, а в 2025 году эта сумма возросла до 1 миллиарда 62 миллионов. Сравнивая вторые полугодия, динамика впечатляет: в 2024 году было 286,6 миллиона, а за тот же период 2025 года - 743,1 миллиона сомов. Это означает, что эффективность возросла в 2,5 раза!

Количество поступивших документов также увеличилось: в 2025 году мы получили почти 496 тысяч исполнительных листов, что на 57% больше, чем в предыдущем году. И несмотря на этот рост нагрузки, процент реального исполнения увеличился с 63% до 86,5%. Мы перестали игнорировать документы, которые могли месяцами лежать без регистрации; теперь фиксируется каждый документ.

- Какие промежуточные результаты вы можете подвести сейчас? Стала ли система более жесткой или более оперативной? Увеличили ли вы штат?

- Я бы охарактеризовал систему как "здоровую". Она стала управляемой и оперативной. Благодаря прокурорскому надзору сроки принятия решений значительно сократились. Мы стали более решительными в действиях против должников и активнее применять меры принуждения. Это не "ужесточение" ради ужесточения, а нормальная работа по защите прав выигравших суд.

Что касается штата, то у нас не увеличилось количество сотрудников. Наоборот, согласно указу, мы получили только "боевые единицы" - исполнителей. В стране всего 500 штатных единиц, из которых 380 - это судебные исполнители. Представьте себе: все эти огромные объемы работы и миллиардные взыскания выполняются менее чем четырьмястами людьми!

Ключ к такому успеху - в тесном сотрудничестве с прокуратурой на местах. В каждой из 56 подразделений прокуроры тщательно проверяли все зависшие дела и давали четкие указания. Конечно, нам пришлось провести внутреннюю чистку - за это время 270 исполнителей получили дисциплинарные взыскания. Мы анализируем работу каждого сотрудника. Ведем ротацию: если в Сокулуке на одного исполнителя приходится 500 дел в месяц, а в горах всего 70, мы будем перераспределять сотрудников туда, где "горит". Нагрузка должна быть справедливой.

- Будете ли вы использовать ротацию? Как с юга на север, с севера на юг?

- Безусловно. Ротация - это хороший антикоррупционный механизм, который отработан в прокуратуре. Единственное, что замедляет процесс, - это бытовые условия. Нельзя просто взять и отправить человека в другой регион, если там нет служебного жилья или нормальных условий. Ранее об этом никто не думал, поскольку база Судебного департамента была слабой. Сейчас мы решаем эту проблему.

- С 1 января 2026 года вступает в силу закон о полной цифровизации судопроизводства. Готова ли Служба судебных исполнителей отказаться от бумажных документов и перейти на электронные исполнительные листы с цифровой подписью? Возможно ли это, и нужно ли это вам, или бумажные документы удобнее?

- Мы только "за"! Работать с бумажными документами в XXI веке - это устаревшая практика. Мы переходим к цифровым технологиям не только потому, что это модно, но и потому, что это жизненно необходимо. Наши IT-специалисты из ГУ "Укук" при Генеральной прокуратуре разрабатывают систему "Исполнительное производство 2.0". Это будет настоящая революция.

Поймите, сейчас система работает медленно. Чтобы найти банковский счет должника, исполнителю приходится вручную отправлять запросы во все 22 банка страны, ждать ответ месяцами. Бюрократия тормозит процесс. В новой системе все будет иначе: один клик, и мы автоматически получаем данные из банков, Кадастра, Соцфонда или ГУ "Унаа". В этот же момент мы сможем наложить арест. Это устранит бюрократические преграды и лишит должников возможности быстро избавиться от имущества.

- Предоставляются ли электронные услуги для граждан?

- Безусловно, мы стремимся быть как можно более открытыми. Мы запустили сервис с QR-кодом. Это очень удобно: достаточно навести смартфон, ввести ИНН, и мгновенно увидеть все свои задолженности - суммы долга, ограничения на выезд и контактные данные исполнителя. Новость об этом в соцсетях собрала множество просмотров, и люди начали активно проверять себя.

Представьте ситуацию: человек купил путевки, приехал в аэропорт с семьей, а его не пускают из-за долга в тысячу сомов. Чтобы избежать таких неприятностей, мы разместили QR-коды в аэропортах, акиматах, отделениях связи и даже в турагентствах. Теперь можно оплатить долг онлайн и сразу отправить PDF-квитанцию исполнителю - вопрос решается за 15-20 минут. Но мы не останавливаемся на этом: скоро в приложении появится кнопка "оплатить", чтобы все происходило в один этап.

- Депутат Дастан Бекешев предложил ужесточить наказания для неплательщиков алиментов. Помогут ли такие меры решить проблему или нужны другие механизмы?

- Алименты - это всегда сложный вопрос. Одними тюрьмами здесь не обойтись. Мы понимаем, что многие не платят не из вредности, а из-за отсутствия работы или трудной жизни. Но есть и те, кто просто уклоняется. Для таких краткосрочный арест на 3–7 суток может стать хорошим стимулом. В советское время 15 суток ареста делали свое дело, алиментщиков становилось намного меньше.

На данный момент у нас 60 тысяч дел по алиментам. 1200 человек находятся в официальном розыске. Мы предлагаем ввести арест как промежуточную меру. Уголовная статья - это клеймо не только для отца, но и для ребенка, который потом не сможет устроиться на госслужбу из-за судимости родителя. А 3-5 суток в спецприемнике - это возможность задуматься о своих обязанностях без разрушения будущего ребенка. Наша цель - не наказать человека, а обеспечить финансовую поддержку для детей.

- Какие долги могут стать препятствием на границе? Существует ли порог суммы для ограничения?

- Ограничение может быть наложено за любую задолженность: алименты, неоплаченные штрафы или ущерб. Закон не устанавливает "минимальный порог", так что даже небольшая сумма может стать проблемой. Исключение касается бизнеса: по налогам ограничение применяется, если долг превышает 500 расчетных показателей. В остальных случаях лучше проверять себя заранее через наш сервис.

- Есть ли законные способы отсрочки или рассрочки исполнения решений и как это оформить?

- Мы действуем в рамках закона, а не как коллекторы. Если у человека сложная финансовая ситуация, он может подать заявление на рассрочку. Но это решает суд, а не исполнитель. Согласно статье 209 ГПК КР, необходимо подать заявление в суд, который выдал исполнительный лист. Если суд сочтет причины вескими, он предоставит отсрочку или изменит способ оплаты. Мы обязаны следовать такому решению.

- Работа судебного исполнителя связана с финансами и давлением сторон. Как Генеральная прокуратура контролирует чистоту рядов службы и какие проверки проводятся?

- Да, соблазны и давление в нашей работе присутствуют. Поэтому "чистота рядов" является ключевым вопросом для успешной реформы. Теперь нас контролирует Служба внутренних расследований ГП КР. Раз в месяц проводятся планерки, где каждый сотрудник признается в том, что ознакомлен с последствиями коррупции.

Контроль стал многоуровневым: от анализа жалоб граждан до электронного мониторинга. Каждое действие исполнителя фиксируется в системе. Если мы замечаем подозрительную активность или получаем сигнал, сразу инициируется служебное расследование. Мы не покрываем своих сотрудников, если кто-то запятнал честь мундира, материалы немедленно отправляются на возбуждение дела. Только так можно восстановить доверие граждан.

- Мы привыкли видеть сотрудников службы в основном при конфискации имущества. В чем еще заключаются ваши обязанности, о которых общество знает меньше (например, розыск должников, работа с неимущественными исками)?

- Выселения и конфискации - это лишь часть нашей работы, которую любят освещать журналисты. На самом деле наша деятельность гораздо шире и часто драматичнее. Мы занимаемся не только поиском имущества, но и людей, а также детьми, которых один из родителей прячет от другого. Мы занимаемся восстановлением на работе, сносом незаконных строений и обеспечением исполнения судебных предписаний, не касающихся финансов. Это огромный пласт важной работы по восстановлению справедливости.

- Указ президента говорил о развитии института частных судебных исполнителей. Когда они появятся в Кыргызстане и как будет распределены полномочия?

- Это актуальный вопрос. Президент поставил задачу внедрить этот институт, и соответствующий законопроект уже находится в Жогорку Кенеше. Для страны это будет новая "гибридная" модель. Частные исполнители возьмут на себя часть нагрузки, что позволит нам сосредоточиться на более важных или государственных делах. Полномочия будут четко разграничены, вероятно, начнем с пилотного проекта в отдельных регионах.

- Каковы планы по работе с должниками, скрывающимися за границей? Ожидаются ли новые соглашения о взаимном исполнении решений?

- Это наше "больное место", над которым мы активно работаем. Ранее наши полномочия заканчивались на границе. Теперь мы разработали закон, который даст нам право объявлять международный розыск на должников и их активы. Мы вступили в Международный союз судебных исполнителей, объединяющий 90 стран. Подписан меморандум, и к марту 2026 года, когда заработает наше новое законодательство, мы начнем активно работать с активами за границей. Скрыться за границей теперь не получится.

- Как молодежь может устроиться к вам на работу? Какое образование необходимо и проводится ли конкурс?

- Нам нужны компетентные и амбициозные юристы. Требования четкие: диплом юриста и опыт работы. Отбор проходит через строгие компьютерные тесты в Госкадровой службе. Кто сдает тест, приходит к нам на собеседование. Мы ищем людей, готовых менять систему. У нас в резерве уже 30 отличных кандидатов, так что конкуренция высокая, и это радует. Все вакансии всегда публикуются на нашем сайте, заходите, пробуйте свои силы.
VK X OK WhatsApp Telegram

Читайте также: