Происхождение "Алтын Уя"
После распада завода "Жибек" в Оше на его территории остался заброшенный детский сад. Тамара Токтомаметова, увидев нужду детей, попросила у мэрии разрешение временно разместить сирот в этом здании.«В 90-е годы, когда ситуация была особенно сложной, моя мама начала заботиться о бездомных детях, оформляя на них опекунство и обращаясь в мэрию за помещением. Муниципалитет выделил ей несколько комнат в детском саду, который находился в плачевном состоянии», — вспоминает Эльдияр Муканов, соучредитель фонда и сын основательницы.
Со временем здание было официально передано Общественному фонду защиты детей и поддержки культурных деятелей имени Табылды Муканова, вдовой которого является Тамара Токтомаметова.
«Мэрия Оша передала здание детского сада по частям различным организациям, включая фонд, которым руководила моя мама. При этом стоимость необходимых для ремонта комнат была вычтена из общей суммы», — рассказывает Муканов.
В данный момент в помещении находятся как детский дом "Алтын Уя", так и частный детский сад, доходы которого помогают содержать сирот.
«Государственное финансирование недостаточно для покрытия всех расходов, поэтому доходы от частного детского сада — важная поддержка», — отмечает он.
В детском доме проживают 12 детей, среди которых семеро имеют инвалидность. Некоторые из выпускников продолжили жить здесь и после достижения совершеннолетия, так как у них нет других вариантов жилья.
«Большинство выпускников зарегистрированы по месту жительства в нашем доме, поскольку без прописки невозможно получить паспорт. А куда они все теперь пойдут? Им просто некуда больше жить», — добавляет Муканов.
Судебный иск
В иске, поданном Ошским городским кенешем, содержится требование признать недействительным постановление мэрии о продаже земельного участка под "Алтын Уя" и вернуть его в муниципальную собственность. Основанием для этого стало постановление Жогорку Кенеша 2022 года о проверке приватизированных социальных объектов, если они используются не по назначению.Тем не менее, представители фонда утверждают, что детский дом функционирует исключительно по своему предназначению — там живут сироты.
«У нас есть все необходимые документы: свидетельства о рождении, заключения органов опеки и акты проверок. Наши дети получают образование и питание, а старшие уже работают. Как же можно заявлять, что здание используется не по назначению?» — задается вопросом Муканов.
Муканов также указывает на то, что мэрия не защитила интересы детского дома в ходе судебного разбирательства, несмотря на то что комиссия, созданная по решению суда, не выявила нарушений.
«Мы уже обратились в Генеральную прокуратуру и ГКНБ. Председатель кенеша подал иск без согласования с депутатами, что нарушает законодательство. Почему претензии предъявляются только к нашему учреждению, остается непонятным, так как вокруг нас построены частные дома и многоэтажные здания на тех же землях, которые ранее принадлежали заводу», — говорит он.
В настоящее время фонд готовит кассационную жалобу в Верховный суд. Также Токтомаметова направила обращение к президенту и председателю ГКНБ с просьбой проверить действия должностных лиц Ошского кенеша.
«Когда я впервые узнал об иске, как юрист, предположил, что дело не дойдет до суда, поскольку председатель кенеша не имеет полномочий на подачу подобного иска. Но суд все же принял дело. И весьма странно, что мы проиграли в городском и областном судах», — заключает Муканов.
 
          






 
    
    
   
    
    
   
    
    
   
    
    
   
    
    
   
    
    
   
    
    
   
    
    
   
    
    
   
    
    
   
    
    
   
    
    
   
    
    
   
    
    
   
    
    
  