Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец Калашников Николай Семёнович

Герой Советского Союза Калашников Николай Семёнович
Николай Семёнович Калашников - командир моторизированного батальона автоматчиков 19-й гвардейской танковой бригады (3-й гвардейский танковый корпус, 5-я гвардейская танковая армия, 3-й Белорусский фронт), гвардии майор.
Родился 18 декабря 1913 года в городе Пишпек (в 1926-1991 годах - Фрунзе, с 1991 года - Бишкек - столица Киргизии), в семье крестьянина. Русский. В 1934 году окончил сельскохозяйственный техникум. Работал зоотехником.
В Красной Армии с 1935 года. В 1938 году с отличием окончил Ташкентское пехотное Краснознаменное училище имени В.И. Ленина. После окончания курса учебы в училище, был оставлен в нем курсовым командиром. Член ВКП(б) с 1941 года.
Участник Великой Отечественной войны с сентября 1942 года. Сначала командовал ротой, а затем - моторизованным батальоном автоматчиков.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии майору Калашникову Николаю Семёновичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Но не суждено было Герою получить высшие награды Родины: орден Ленина и медаль «Золотая Звезда»... Он принимал участие в освобождении Литвы. 14 августа 1944 года в бою под деревней Жигарники вблизи города Каунас гвардии майор Калашников Н.С. погиб от разрыва немецкого снаряда. Похоронен в братской могиле советских воинов в городе Каунасе (Литва).
Награжден орденом Ленина, орденом Красной Звезды. Мемориальные доски в честь Героя установлены на зданиях школы в Бишкеке, Ташкентского военного училища и на доме № 62 по улице Ашменос в Каунасе.
КОМБАТ
...«Погиб смертью храбрых». Именно так отмечена судьба большинства из 20 миллионов погибших советских людей. И не безжизненность и пустота за этими словами. За ними — память, за ними — подвиг.
Подвиг всегда однозначен. Это — концентрация воли и мужества человека. И любви. Обязательно. Любви к тем, ради кого и затрачивается эта концентрированная человеческая энергия.
И все-таки подвиг различен: солдата ли, закрывшего телом своим вражескую амбразуру, или маршала, задумавшего, разработавшего и осуществившего уничтожение крупной группировки врага. Но были на войне и такие должности, исполнение которых требовало и личного самоотверженного бесстрашия, и командирского таланта в разработке той или иной операции.
К таким должностям относились, например, командиры батальонов. И особенно батальонов специального назначения.
Гвардии майор Николай Семенович Калашников, командир моторизованного батальона автоматчиков 19-й танковой бригады, вне всякого сомнения, был одним из них, ибо действовать ему приходилось хотя и по разработанным штабами операциям, но каждая из них требовала как строжайшей, неукоснительной исполнительности, так и самостоятельного принятия самых неожиданных решений.
...Армия для Николая Калашникова началась намного раньше войны. Восемнадцатилетним юношей он был призван на военную службу и направлен в Ташкентское военное пехотное училище. Выходец из крестьянской семьи, он исконно был приучен выполнять любые обязанности прежде всего добросовестно и вдумчиво. Эти черты его характера были замечены во время службы в военном училище. Именно за четкую исполнительность, умение найти неординарное решение поставленной задачи командование училища оценило его и оставило как одного из лучших своих учеников в рядах воспитателей.
А когда прозвучали первые залпы начавшейся Великой Отечественной войны, когда остро встал вопрос о пополнении армии грамотными командными кадрами, старший лейтенант Николай Калашников направляется в Военную академию имени Фрунзе для прохождения ускоренного курса обучения. И уже в мае 1942 года он на фронте. Капитан. Начальник штаба 543-го стрелкового полка.
К июню 1944 года, когда моторизованный батальон автоматчиков под его командованием совершил блестящий рейд по тылам противника, Николай Калашников успел получить медаль «За оборону Сталинграда», орден Красной Звезды. А главное, он успел к этому времени получить хороший урок ведения боевых действий против врага.
22 июня 1944 года части 3-го Белорусского фронта, непосредственно участвовавшего в операции по освобождению Белоруссии, провели разведку боем. В результате стремительных атак советским войскам удалось не только уточнить расположение огневой системы противника на его переднем крае, но и нанести ему существенный урон в живой силе и технике. Однако прежде чем перейти к рассказу о легендарном рейде моторизированного батальона автоматчиков под командованием гвардии майора Калашникова по тылам противника, вспомним оценки существовавшего тогда положения на фронтах, данные такими военными авторитетами, как Г. К. Жуков и А. М. Василевский, координировавшими действия войск по реализации операции «Багратион».
Г. К. Жуков: «Линия переднего края обороны немецких войск группы армий «Центр» к началу наступления проходила от Полоцка на Витебск и далее по линии Орша — Жлобин — Капаткевичи — Житковичи и по реке Припять. Города Полоцк, Витебск, Орша, Могилев находились в руках врага.
Эти крупные города плюс реки Днепр, Друть, Березина, Свислочь и ряд мелких сильно заболоченных рек и речушек составляли сильную основу глубоко эшелонированной обороны противника, которая прикрывала важнейшее западное варшавско-берлинское стратегическое направление».
А. М. Василевский: «На Оршанском направлении 11-я гвардейская и 31-я армии натолкнулись на исключительно развитую в инженерном и огневом отношении оборону сильной группировки противника. Здесь уже потерпели зимой неудачу войска Западного фронта».
Такую вот характеристику оборонной системе противника дали выдающиеся военачальники.
А теперь обратимся к наградному листу гвардии майора Н. С. Калашникова, в котором он представлен к званию Героя Советского Союза.
«За время боевых действий на 3-м Белорусском фронте в районе Селец — Бобр с 24 по 27 июня 1944 года т. Калашников показал исключительную способность командовать и проявил при этом доблесть, мужество и геройство. Его батальон, с боями продвигаясь в направлении Селец — Смоляны — Толочин — Бобр, нанес огромные потери противнику в живой силе и технике. В этих боях он захватил и уничтожил до 2000 вражеских солдат и офицеров, 190 автомашин, 500 повозок с грузами, 5 самоходных пушек, 35 бронетранспортеров, 2 противотанковые батареи, склад боеприпасов, 2 железнодорожных эшелона. В районе Озерца — Толочин батальон во взаимодействии с танками 25 июня 1944 года отрезал пути отхода противника по шоссейной и железной дороге Орша — Минск, чем нарушил планомерное отступление немецких войск».
Еще раз вчитаемся в этот абзац фактов из наградного листа, и мы увидим за этими цифрами направленные в советских бойцов смертоносные автоматы, пулеметы, пушки, ощутим мужество и героизм наших солдат, полководческий талант советских командиров...
К сожалению, осталось чрезвычайно мало свидетельств о тех боях моторизованного батальона под командованием гвардии майора Николая Семеновича Калашникова. Но и тех свидетельств, что имеются, достаточно, чтобы, пусть в общих чертах, обрисовать действия моторизованного батальона и его бесстрашного командира.
...Разбив фашистов у Витебска, мотобатальон погнал их в сторону Орши — большой узловой станции на пересечении трех железных дорог и автострады Москва — Минск, превращенной гитлеровцами в мощнейший оборонительный пункт, на защиту которого было брошено две пехотных и одна моторизованная дивизия.
26 июня 1944 года 19-я танковая бригада, в состав которой входил и моторизованный батальон автоматчиков Калашникова, получила приказ командования пробиться в тыл Оршанской группировки противника, перерезать железную дорогу и автостраду Москва — Минск, затем овладеть хорошо укрепленной железнодорожной станцией и городом Толочин.
После получения приказа, созвав на своем КП командиров, гвардии майор Калашников коротко обрисовал им стоящую перед батальоном задачу, обозначил конкретный порядок движения колонны, и уже через час мотобатальон автоматчиков выступил на прорыв фронта.
Впереди на танках и бронетранспортерах двигалась рота автоматчиков под командованием Шутова, замыкала же колонну самоходная батарея под командованием Михайлова, перед которой стояла двойная задача: с одной стороны, обеспечить наступательный порыв гвардейцев, а с другой стороны, прикрыть их в случае необходимости от неожиданного вражеского нападения с тыла.
С ходу, не дав гитлеровцам опомниться,
Батальон гвардии майора Калашникова захватил крупный населенный пункт Смоляны, и очистив его от противника, продолжил свое наступление на город Толочин.
Наступление на город батальон начал с юго-востока, быстро занял окраину и... остановился. Это был один из тактических ходов комбата: когда батальон остановился на окраине, гитлеровцы предположили, что наступательный порыв атакующих выдохся, и сами бросились в контратаку. Именно этого добивался Калашников.
Вынудив противника покинуть свои сильно укрепленные оборонительные позиции, советские солдаты мощной атакой опрокинули фашистов, и к исходу дня город был полностью очищен от оккупантов. За блестяще проведенную операцию по освобождению города Толочин от фашистских захватчиков командир бригады передал бойцам батальона Калашникова благодарность командующего 3-м Белорусским фронтом генерал —полковника И. Д. Черняховского, что конечно же, еще более подняло их боевой дух.
Практически не отдыхая от кровопролитных боев беспощадно громя крупные и мелкие группировки врага, 19-я танковая бригада 30 июня 1944 года подошла к реке Березине южнее города Борисова.
Фашисты, получив личный приказ Гитлера во что бы то ни стало остановить русские войска у Березины, значительно укрепили правый берег, взорвали мост и день, и ночь вели беспрерывный ураганный артиллерийский и минометный огонь по левому берегу. Перед гвардейцами Калашникова стояла только одна задача: форсировать реку.
Комбат собрал весь личный состав. Его речь была краткой: «Дорогие товарищи! Друзья! Наш батальон получил приказ первым форсировать Березину. Это — почетная боевая задача. 132 года назад на этой исторической реке славные русские войска под командованием великого полководца фельдмаршала Кутузова наголову разбили полчища Наполеона.
И не случайно, что операция по освобождению Белоруссии названа именем легендарного героя Бородинского сражения Петра Ивановича Багратиона. Не посрамим же и мы чести русского оружия... Средств для переправы у нас нет. Давайте же вместе решать, как нам успешнее выполнить поставленную задачу...»
Первыми вызвались форсировать Березину коммунисты и комсомольцы из роты автоматчиков. Кто на бревнах, кто на крохотных плотах, кто просто вплавь под ураганным огнем противника они бросились в воду, и вот уже три автоматчика — Ходырев, Сулодин и Шуйских — закрепились на правом, вражеском берегу, метким огнем облегчая переправу своим товарищам.
Вскоре на плотах прибыло подкрепление. Несмотря на многочисленные контратаки, бойцам удалось закрепиться, а затем поднятые в атаку своим командиром с возгласами «Ура!», «За Родину, вперед!» они начали сокрушать врага.
Яростная атака была недолгой, гитлеровцы покинули траншеи, побежали... Батальон принялся сооружать переправу для танков бригады, и к утру она была готова.
...За эти бои гвардии майор Николай Семенович Калашников был представлен к званию Героя Советского Союза.
Он не успел получить этого звания. 14 августа 1944 года погиб севернее Каунаса.
А. АЛЯНЧИКОВ