«В первую очередь, за последние два-три года темпы роста валового внутреннего продукта страны не опускались ниже 9%. Задача состоит в том, чтобы сохранить эти показатели. Кроме того, необходимо привлечь больше инвестиций. Главная цель — повысить уровень жизни граждан Кыргызстана», — сообщил Касымалиев.
Согласно данным Национального статистического комитета, в первой половине 2025 года Кыргызстан сумел привлечь около $562,7 миллиона прямых иностранных инвестиций, при этом отток составил $284,5 миллиона. Отмечается рост на 21,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Увеличение ВВП, особенно в строительном секторе, привело к дефициту рабочей силы. По информации Минтруда, в 2020-х годах квота на трудоустройство иностранных граждан составляла около 12 тысяч человек, а сегодня — уже 42 тысячи. В стране разрешено трудиться 47 686 иностранцам.
На рынке труда работают:
- граждане Китая — 18 898,
- граждане Бангладеш — 11 677,
- граждане Пакистана — 8 268,
- граждане Узбекистана — 2 060,
- граждане Индии — 2 603,
- граждане Турции — 1 210,
- граждане Вьетнама — 421, а также граждане других стран.
В то же время, кыргызстанцы также активно ищут работу за границей. По данным Минтруда, с начала 2025 года 22 тысячи граждан Кыргызстана нашли работу за пределами страны. При этом потребность в трудоустройстве остается высокой, например, более 73 тысяч человек зарегистрировались на сезонную работу в Великобритании.
Одной из причин высокого спроса на рабочую силу является ужесточение законодательства в России по отношению к трудовым мигрантам.
Касымалиев также обсудил ситуацию с задержками грузов на границах в рамках Евразийского экономического союза. Он указал, что эта проблема обострилась из-за увеличения проверок со стороны России.
«Ситуация усугубилась в рамках ЕАЭС. Российская сторона усилила контроль за товарами, поступающими из Казахстана и других стран. Если раньше задерживались только импортные товары, то теперь на границе также задерживают и нашу продукцию», — заявил Касымалиев.
Чтобы справиться с данной ситуацией, при Министерстве экономики был создан штаб. Касымалиев отметил, что ведутся конструктивные переговоры с российской стороной как в рамках работы штаба, так и в отдельном формате. Уже достигнута договоренность об упрощении процедур для кыргызских товаров. В частности, для представителей швейной отрасли при прямых поставках нет серьезных препятствий, однако сложности продолжаются с товарами, поставляемыми через маркетплейсы.
Касымалиев также упомянул о нехватке электроэнергии в стране, который оценивается в 4,3 миллиарда кВт·ч и покрывается за счет импорта. По его словам, гидроэнергетический потенциал Кыргызстана используется всего на 10%. В связи с этим правительство активно работает над строительством малых, средних и крупных гидроэлектростанций. В этом году уже введено в эксплуатацию более 10 малых ГЭС.
Он подчеркнул, что важнейшим проектом в этой области остается строительство Камбар-Атинской ГЭС-1, которое осуществляется совместно с соседними странами. Однако нехватка воды может повлиять на работу ГЭС.
«Вы видите, что уровень воды в Токтогульском и Орто-Токойском водохранилищах снижается. Мы понимаем, что воды становится все меньше, поэтому акцентируем внимание на развитии солнечной энергетики», — отметил он, говоря о новой энергетической политике.
Президент Садыр Жапаров сейчас находится с визитом в Японии, где пройдет первый саммит «Япония — Центральная Азия». В 2004 году Япония стала первой страной, инициировавшей сотрудничество с Центральной Азией в качестве единого региона.
Центральная Азия продолжает оставаться недостаточно освоенным регионом для японских компаний. Однако в последние годы сферы потенциального сотрудничества расширились, включая интерес к редким металлам и транспортным коридорам, помимо энергетических ресурсов и металлов.
В условиях возрастающей геополитической напряженности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Японии необходимо наращивать военные расходы, которые в 2024 году увеличились на 13%, а за пять лет удвоились. В этом контексте страны Центральной Азии, включая Кыргызстан, становятся для Японии более значимыми партнерами.
Кыргызстану крайне необходимы инвестиции, и Япония может внести свой вклад через Азиатский банк развития, где она является одним из крупнейших акционеров, наряду с США, или через другие международные структуры помощи.
Издание Bloomberg охарактеризовало Кыргызстан как экономического тигра, сравнив его с Южной Кореей, Гонконгом, Сингапуром и Тайванем, которые демонстрировали бурный рост в 1970-е годы. В статье использованы интервью с председателем Национального банка Мелисом Тургунбаевым.
По его словам, основными факторами роста являются бум в туризме и строительстве, увеличение внутреннего потребления и реэкспорт товаров из Китая в соседние страны. Однако перспективы остаются неясными. Bloomberg ссылается на отчет МВФ, согласно которому экономические прогнозы для Кыргызстана все еще сильно зависят от геополитических факторов. Более того, «углубление санкций против России может привести к снижению денежных переводов и замедлению экономического роста из-за девальвации рубля».
Таким образом, если война завершится, реэкспорт может прекратиться, а в случае продолжения конфликта объем денежных переводов будет сокращаться. Вопрос в том, что можно понять о нашей экономике из-за океана?