
Исследование, охватившее 15 000 популярных каналов на YouTube, показало, что 278 из них содержат исключительно контент, созданный с помощью ИИ. Эти каналы в общей сложности собрали более 63 миллиардов просмотров и 221 миллион подписчиков, что приносит около 117 миллионов долларов (90 миллионов фунтов стерлингов) дохода ежегодно.
При создании нового YouTube-аккаунта исследователи обнаружили, что 104 из первых 500 рекомендованных видео были низкокачественным контентом, созданным с помощью ИИ. Более трети этих видеороликов относились к категории «некачественный контент, созданный ИИ и другой низкосортный контент для монетизации внимания». Эти результаты подчеркивают быстроразвивающуюся индустрию, заполнившую крупные социальные платформы, такие как X, Meta и YouTube, и определяющую новую эру контента, который является деконтекстуализированным и вызывающим привыкание.
Согласно анализу The Guardian, почти 10% из самых быстрорастущих каналов на YouTube созданы с использованием ИИ и набирают миллионы просмотров, несмотря на усилия платформы по борьбе с «недостоверным контентом». Каналы, выявленные Kapwing, распространены по всему миру, и их аудитория насчитывает миллионы подписчиков. В Испании, например, почти половина населения (20 миллионов человек) следит за популярными каналами, созданными с помощью ИИ, в то время как в Египте их 18 миллионов, в США — 14,5 миллионов, а в Бразилии — 13,5 миллионов.
Самый популярный канал в исследовании, Bandar Apna Dost, базируется в Индии и имеет 2,4 миллиарда просмотров. Он рассказывает о приключениях антропоморфной макаки-резуса и мускулистого персонажа, напоминающего Невероятного Халка, которые сражаются с демонами и путешествуют на вертолете, сделанном из помидоров. По оценкам Kapwing, этот канал может зарабатывать до 4,25 миллионов долларов. Владелец канала не ответил на запрос The Guardian.
Рохини Лакшане, исследовательница в области технологий и цифровых прав, предполагает, что популярность «Bandar Apna Dost» объясняется его абсурдностью и гипермаскулинными стереотипами, что делает его доступным для широкой аудитории.
Канал Pouty Frenchie из Сингапура также имеет 2 миллиарда просмотров и, похоже, ориентирован на детей. Он рассказывает о приключениях французского бульдога в конфетном лесу и поедании хрустальных суши, часто сопровождаемых детским смехом. По оценкам Kapwing, его годовой доход составляет почти 4 миллиона долларов. В то же время канал Cuentos Facinantes из США, также нацеленный на детей, насчитывает 6,65 миллиона подписчиков и является самым популярным в исследовании.
Пакистанский канал The AI World публикует короткометражные ролики о катастрофических наводнениях с такими названиями, как «Бедные люди» и «Кухня во время наводнения». У этого канала 1,3 миллиарда просмотров.
Однако трудно оценить значимость этих каналов на фоне огромного объема контента на YouTube. Платформа не публикует данные о годовых просмотрах и о том, какую долю из них составляют видео, созданные с помощью ИИ.
За этими необычными сценами скрывается полуструктурированная, растущая индустрия, стремящаяся найти новые способы монетизации мощнейших платформ мира с помощью инструментов ИИ. «В Telegram, WhatsApp, Discord и на форумах множество людей обмениваются советами и идеями, а также продают курсы о том, как создать контент, способный приносить деньги», — отмечает журналист Макс Рид, много писавший о контенте, созданном с помощью ИИ.
«Есть так называемые ниши, как, например, видеоролики, где люди взрывают скороварки на плите», — добавляет он. Несмотря на распространенность создателей низкокачественного контента, многие из них происходят из англоязычных стран с неплохим интернет-соединением, где зарплата ниже, чем можно заработать на YouTube.
«В основном это страны со средним уровнем дохода, такие как Украина, Индия, Кения, Нигерия, а также Бразилия и Вьетнам. Это места с относительной свободой доступа к социальным сетям», — говорит Рид.
Стать создателем вирусного контента с помощью ИИ — задача не из легких. Программы для создателей контента на YouTube и Meta не всегда прозрачны в отношении оплаты. Кроме того, экосистема вирусного контента полна мошенников, предлагающих курсы и советы по созданию вирусного контента, часто зарабатывающих больше, чем сами создатели.
Тем не менее для некоторых это все же способ заработка. Хотя новые идеи, такие как взрывающиеся скороварки, продолжают появляться, человеческая креативность в мире ИИ-контента имеет значительно меньшую роль, чем алгоритмы, распространяющие материалы на Meta и YouTube.
«Эти платформы по своей сути представляют собой огромные машины для A/B-тестирования», — подчеркивает Рид. «Практически все, что можно представить, уже доступно на Facebook, и задача состоит в том, чтобы найти то, что работает, и как это масштабировать».
Представитель YouTube прокомментировал ситуацию следующим образом: «Генеративный ИИ — это инструмент, и, как любой инструмент, он может быть использован для создания как качественного, так и низкокачественного контента. Мы продолжаем стремиться к предоставлению пользователям высококачественного контента, независимо от его способа создания. Весь загружаемый контент должен соответствовать нашим правилам сообщества, и если мы обнаружим нарушения, мы его удаляем».