
Согласно сообщениям иранских правозащитников, власти Ирана намерены окончательно отключиться от глобальной сети, предоставляя доступ к интернету только тем, кто пройдет проверку на соответствие режиму. Об этом информирует The Guardian.
В отчете организации Filterwatch, занимающейся мониторингом интернет-цензуры в Иране, указывается, что разрабатывается секретный план по превращению международного доступа к интернету в «государственную привилегию».
Представители правительства и средства массовой информации страны уже довели до сведения общественности, что этот шаг будет носить постоянный характер, предупредив о том, что свободный доступ к интернету не восстановится после 2026 года.
Согласно новому плану, только иранцы, имеющие доступ к секретной информации или прошедшие государственную проверку, смогут пользоваться отфильтрованной версией глобальной сети, как сообщил Амир Рашиди, глава Filterwatch. Остальные граждане получат доступ лишь к национальному интернету, который представляет собой изолированную сеть внутри страны.
Ситуация с интернетом в Иране продолжает ухудшаться с 8 января, когда началось отключение связи после 12 дней нарастающих антиправительственных протестов. Тысячи людей погибли , хотя протестные акции, как сообщается, замедлились под воздействием жестоких репрессий.
Одно из самых масштабных отключений интернета в истории, которое длится дольше, чем аналогичные меры в Египте во время протестов на площади Тахрир в 2011 году, привело к ограниченному поступлению информации из страны. Представитель правительства заявил иранским СМИ, что международный интернет будет отключен как минимум до 20 марта, когда отмечается персидский Новый год, Новруз.
Бывший сотрудник Госдепартамента США, занимающийся вопросами интернет-цензуры, выразил мнение, что намерение Ирана навсегда отключиться от глобального интернета выглядит «правдоподобно и ужасающи», но также потребует значительных затрат.
«Существует вероятность, что это действительно произойдет, однако экономические и культурные последствия могут оказаться колоссальными, и власти могут переоценить свои возможности», — добавил он.
Рашиди отметил: «Похоже, что [власти] удовлетворены текущим уровнем интернет-соединения и считают, что отключение помогло им восстановить контроль над ситуацией».
Текущие меры по отключению интернета в Иране являются итогом 16-летних усилий по усилению контроля режима над сетью. Это включает в себя сложную систему фильтрации интернет-трафика, которая позволяет избранным пользователям получать доступ к глобальному интернету, в то время как остальные остаются заблокированными, что называется «белым списком».
Создание «белого списка» стало возможным благодаря технологиям, экспортируемым из Китая, утверждают исследователи из Project Ainita и Outline Foundation, которые изучают иранский интернет. Они попросили не раскрывать их имена из-за репрессий режима в отношении защитников цифровых прав. Это стало возможным благодаря высокопроизводительным устройствам, которые подключаются к сетям для мониторинга и управления интернет-трафиком. Существующие коммерческие системы могут быть адаптированы для того, чтобы власти могли следить за интернет-трафиком на уровне целых стран, включая шпионаж за отдельными пользователями и блокировку веб-сайтов, протоколов и определенных VPN.
«По сути, в каждой сети установлено оборудование для цензуры, что позволяет правительству блокировать соединения в обоих направлениях», — добавили они.
Существует и национальная интернет-сеть в Иране, доступная исключительно внутри страны. Она предоставляет иранцам возможность пользоваться различными веб-сайтами и приложениями, разработанными правительством, включая иранские мессенджеры, поисковые системы, навигационные приложения и сервисы потокового видео, аналогичные Netflix. Эта сеть контролируется режимом и практически не связана с глобальной сетью.
Создание национального интернета в Иране началось в 2009 году после временного отключения интернета в разгар массовых протестов против переизбрания Махмуда Ахмадинежада, когда власти осознали, что полное отключение интернет-соединения может вызвать серьезные экономические последствия.
«Они отключили интернет без предварительного анализа последствий. Ранее такого не происходило», — отметили исследователи из Outline Foundation и Project Ainita. «Это фактически парализовало весь интернет и нанесло значительный ущерб многим системам».
К 2012 году было создано Высший совет киберпространства, который начал разрабатывать планы по созданию раздробленного внутреннего интернета. Со временем власти начали улучшать свои методы отключения интернета, блокируя такие сервисы, как Facebook, Twitter и Google во время протестов 2012 года, но оставляя работающими экономически важные сервисы.
Исследователи из Project Ainita и Outline утверждают, что в течение следующего десятилетия иранские власти использовали методы «кнута и пряника», чтобы заставить онлайн-компании, банки и интернет-провайдеров перенести свою основную инфраструктуру — центры обработки данных и офисы — внутрь страны. Правительство предоставляло налоговые льготы тем, кто соглашался, и ограничивало деятельность тех, кто отказывался.
В 2015 году группа исследователей приобрела серверное пространство в Иране с использованием биткойнов и начала сканирование адресного пространства IP страны.
В результате они сделали удивительное открытие: Иран создавал внутреннюю интернет-сеть, полностью изолированную от внешнего мира, используя те же протоколы, что и в обычных корпоративных или домашних сетях.
«Это похоже на офис, где у вас есть файловые серверы или системы управления персоналом, и если вы находитесь в кафе, вы не сможете к ним подключиться, потому что они находятся в закрытой сети. Доступ к ним наружу невозможен», — пояснил один из исследователей.
Национальная интернет-сеть Ирана функционирует во время всех протестов и теперь является основным способом доступа большинства иранцев к интернету. В будущем она, вероятно, будет развиваться, оставаясь недоступной для пользователей за пределами страны и не имея соединения с глобальной сетью.
Бывший сотрудник Госдепартамента США отметил, что возможности Ирана в контроле над интернетом, продемонстрированные в последнее время, значительно превышают аналогичные возможности многих других авторитарных режимов, которые могут стремиться к подобным действиям.
Тем не менее, еще предстоит выяснить, сможет ли Иран создать новую, постоянную онлайн-реальность. «Сообщество защитников цифровых прав справедливо выражает обеспокоенность. Однако последствия этого будут действительно серьезными для иранских властей, которые понесут ответственность за ущерб, причиненный экономике», — заключил он.