Евросоюз обездвижил активы российского Центробанка на 210 млрд евро

Яна Орехова В мире
VK X OK WhatsApp Telegram
Евросоюз обездвижил активы российского Центробанка на 210 млрд евро

Это решение было принято в контексте активных переговоров перед саммитом ЕС, который запланирован на 18–19 декабря в Брюсселе.

В ответ на этот шаг российский Центральный банк подал иск против Euroclear, организации, управляющей активами на сумму 185 миллиардов евро. Однако Еврокомиссия отклонила иск, назвав его «необоснованным» и «спекулятивным».

По информации из Euronews:

«Таким образом, активы под юрисдикцией ЕС останутся замороженными, несмотря на опасения, что Соединенные Штаты могут попытаться получить контроль над ними и использовать в будущих переговорах с Москвой по окончанию конфликта.

Юридические аспекты

Эта мера стала возможной благодаря решению послов ЕС, которое было основано на статье 122 договоров Союза. Она требует лишь квалифицированного большинства голосов, что позволяет избежать необходимости согласования с Европейским парламентом, и запрещает возврат активов на сумму 210 миллиардов евро обратно в Россию.

Основная часть замороженных средств — 185 миллиардов евро — находится в Euroclear, центральном депозитарии ценных бумаг в Брюсселе, а 25 миллиардов евро хранятся в частных банках Франции, Германии, Швеции и Кипра.

Ранее эти средства находились под стандартными санкциями, требующими единогласного согласия всех 27 стран, что создавало риск индивидуальных вето.

Однако на минувшей неделе Европейская комиссия решила применить статью 122, чтобы в будущем сохранить эти активы вне доступа России. Данная статья ранее использовалась для решения экстренных экономических ситуаций, таких как пандемия COVID-19 и энергетический кризис.

Причины решения Еврокомиссии

Еврокомиссия в своей интерпретации утверждает, что последствия вторжения России в Украину привели к серьезным экономическим проблемам для всего ЕС: сбоям в поставках, росту неопределенности, увеличению рисков, падению инвестиций и потребительских расходов, а также к множеству гибридных атак, включая дроны и дезинформацию.

«Необходимо предотвратить перевод средств в Россию, чтобы ограничить ущерб, причиняемый экономике ЕС», — говорится в заявлении.

Замороженные 210 миллиардов евро будут доступны только тогда, когда действия России перестанут представлять серьезную угрозу для экономики Европы и Москва выплатит Украине репарации без негативных последствий для Европейского Союза.

Для разблокировки потребуется новое квалифицированное большинство.

«Статья 122 позволяет сделать заморозку активов более устойчивой, не требуя пересмотра каждые шесть месяцев», — отметил высокопоставленный дипломат на условиях анонимности. — «Европейский совет уже определил необходимость сохранения активов замороженными до тех пор, пока Россия не выплатит ущерб от войны, что делает применение статьи 122 логичным шагом».

Конфликт с США и поддержка Киева

В прошлом месяце в СМИ появились сведения о 28-пунктном плане, разработанном американскими и российскими чиновниками для прекращения конфликта в Украине.

Пункт 14 этого плана предлагал использовать российские активы в коммерческих интересах как Вашингтона, так и Москвы, однако западные союзники быстро отвергли эту идею.

Теперь, замороженные активы позволят ЕС более эффективно противостоять внешнему давлению и избежать нежелательных вето со стороны отдельных стран. (США пока не ясно высказались о том, хотят ли они, чтобы ЕС продвигался вперед с вопросом репарационного кредита).

Долгосрочное замораживание является важной частью предложения Комиссии о направлении российских активов на репарационный кредит с нулевой процентной ставкой для поддержки Украины, чему Бельгия, как главный хранитель средств, активно противится.

Текущие обсуждения среди послов касаются юридических текстов, и запланированы встречи на четверг, пятницу и даже воскресенье.

Основная цель — решить как можно больше вопросов до саммита ЕС 18 декабря, на котором будут обсуждаться способы сбора 90 миллиардов евро для удовлетворения бюджетных и военных потребностей Украины на 2026 и 2027 годы.

Позиция Бельгии

Бельгия, как главный хранитель средств, продолжает проявлять сопротивление в отношении репарационного кредита. Премьер-министр Барт де Вевер представил десятки страниц поправок к юридическим текстам, что, по словам дипломатов, усложняет процесс.

На пресс-конференции в бельгийском парламенте де Вевер выразил сомнение в необходимости данного положения и в наличии экстренной экономической ситуации, оправдывающей его.

«Это деньги из страны, с которой мы не находимся в состоянии войны», — сказал он. — «Это похоже на то, как если бы мы вломились в посольство, забрали всю мебель и продали её».

На критику Комиссии ответила тем, что «разумно» утверждать, что война России вызвала шок для европейской экономики, что дает правовые основания для применения статьи 122.

«Если бы не война, ситуация в Европе была бы заметно более стабильной», — добавил представитель Комиссии.

Требования Бельгии

Несмотря на свое отрицательное отношение к репарационному займу, Бельгия согласится его поддержать при выполнении трех основных условий, как заявил де Вевер.

Первое условие — полное распределение рисков между всеми государствами-членами.

Комиссия предложила разделить гарантии на два транша по 105 миллиардов евро, чтобы покрыть 210 миллиардов евро российских активов в ЕС. Однако Бельгия настаивает на более широкой защите от любых возможных рисков, включая судебные решения.

Дипломаты также предполагают, что сумма покрытия может превышать 210 миллиардов евро и объединяться в один транш, чтобы успокоить бельгийские опасения. Однако предложение о бессрочных гарантиях, поддерживаемое де Вевером, считается маловероятным.

Второе условие — наличие гарантий ликвидности для Euroclear, где хранятся 185 миллиардов евро из замороженных активов. Бельгия переживает, что в случае преждевременной разблокировки Euroclear может не выполнить свои юридические обязательства перед российским Центральным банком.

Тем не менее, запрет, предусмотренный статьей 122, делает преждевременную разблокировку практически невозможной.

Комиссия также заявила, что предоставит кредиты государствам-членам, которые не смогут быстро собрать средства для выполнения своих обязательств, если они возникнут. (Европейский центральный банк отказался предоставлять такую ликвидность).

Третье условие Бельгии — полное распределение бремени, что подразумевает объединение активов на 185 миллиардов евро в Euroclear и 25 миллиардов евро в частных банках Франции, Германии, Швеции и Кипра.

Хотя Еврокомиссия стремится собрать всю сумму 210 миллиардов евро, остается неясным, насколько Франция, владеющая примерно 18 миллиардами евро, готова на это пойти. Конфиденциальность и секретность остаются важнейшими принципами в банковском секторе.

Елисейский дворец не ответил на запросы Euronews о комментариях.

Де Вевер предупреждает, что если три условия не будут выполнены, и ЕС все равно примет решение о репарационном кредите, Бельгия подаст иск в суд.

«Если будет принято решение, которое, на мой взгляд, явно противоречит законности, это будет неразумно и сопряжено с большими рисками для нашей страны. В этом случае нельзя исключать никаких действий», — отметил премьер.

В четверг министр бюджета Винсент Ван Петегем заявил, что страна будет «очень конструктивной» в переговорах, но не согласится на «безрассудный компромисс».

Дипломаты согласны с тем, что переиграть Бельгию в политическом плане невозможно. Если её требования не будут учтены, ЕС может попытаться выпустить совместный долг на 90 миллиардов евро, однако Венгрия, вероятно, наложит вето на это решение.
VK X OK WhatsApp Telegram

Читайте также:

Написать номментарий: