Организация тюркских государств быстро становится важнейшим инструментом взаимодействия в Центральной Азии, - The National Interest

Ирина Орлонская В мире
VK X OK WhatsApp Telegram

Визит генерального секретаря Организации тюркских государств Кубаньчбека Омуралиева в Соединенные Штаты в прошлом месяце, где он провел встречи с американскими чиновниками, остался без должного внимания. Для Соединенных Штатов крайне важно взаимодействовать с такими организациями, как ОТГ, чтобы оставаться конкурентоспособными в условиях глобальной геополитической конкуренции.

Что собой представляет Организация тюркских государств?

Данная организация, представляющая собой межправительственный орган, объединяет этнические тюркские страны Евразии с целью развития общей идентичности и культурных связей, а также согласования геополитических интересов.

Идея создания Организации тюркских государств была выдвинута в 2006 году Нурсултаном Назарбаевым, тогдашним президентом Казахстана, с предложением о более тесном сотрудничестве. В 2009 году Турция, Казахстан, Кыргызстан и Азербайджан учредили Тюркский совет, который стал предшественником текущей структуры. Узбекистан вошел в организацию как полный член в 2019 году, а в 2021 году она приняла современное название. В дополнение к пяти полноправным членам, наблюдателями являются Туркменистан, Венгрия и де-факто Турецкая Республика Северного Кипра.

Значение Организации тюркских государств

Страны-участники ОТГ располагаются в стратегически важном для мировой геополитики регионе. В совокупности они представляют более 160 миллионов человек на территории около 1,6 миллиона квадратных миль, с общим валовым внутренним продуктом, близким к 2 триллионам долларов. Эти государства обладают значительными природными ресурсами, включая крупные запасы нефти и газа, а также месторождения редкоземельных минералов.

Кроме того, они находятся на пересечении ключевых торговых маршрутов, таких как турецкие проливы, Средний коридор и Гянджанский коридор в Азербайджане, через которые проходят крупные нефтегазовые и транспортные сети, соединяющие Центральную Азию с Европой, минуя Россию и Иран.

Влияние ОТГ охватывает гораздо более широкие территории, чем только страны-участники. Десятки миллионов этнических тюрков проживают от Балкан до западного Китая и до российских Арктических регионов. Эти общины часто ориентируются на ведущие тюркские государства, такие как Турция, и воспринимают её "мягкую силу" через популярные медиа. Например, турецкие сериалы имеют огромную популярность по всему миру, в то время как башкирская группа «Ay Yola» с песней «Homay» достигла успеха в мировых чартах, опередив таких артистов, как Кендрик Ламар и Леди Гага.

Башкиры, этническая группа, проживающая в России, иллюстрируют, как тюркская культура выходит за рамки независимых республик. С возрождением тюркской идентичности такие организации, как ОТГ, становятся более влиятельными среди этнических тюрков в Евразии, что подчеркивает важность ОТГ в евразийской политике, несмотря на относительно небольшой ВВП в глобальном масштабе.

После распада Советского Союза тюркские страны Центральной Азии начали восстанавливать свою культурную самобытность, включая переход к латинице и создание общего тюркского алфавита, принятых в рамках ОТГ в 2024 году, а также акцент на использование национальных языков.

Цели Организации тюркских государств

Организация расширяет свои амбиции, включая не только культурные, но и экономические аспекты. Обсуждается возможность более глубокой экономической интеграции, включая создание системы, аналогичной таможенному союзу, на основе существующих инициатив, таких как Упрощенный таможенный коридор. На саммите ОТГ в этом году в Габале акцентировалось внимание на сотрудничестве в области безопасности, и Азербайджан предложил провести первые военные учения ОТГ в 2026 году, что стало бы значительным шагом вперед для организации, учитывая геополитическую реальность региона.

Сейчас Россия и Китай, а также в меньшей степени Индия и Иран, продолжают оказывать влияние на геополитическую ситуацию в Евразии. Однако по мере углубления сотрудничества между тюркскими государствами ОТГ становится все более заметным центром силы на континенте. Для Соединенных Штатов важно наладить взаимодействие с этой организацией.

Теперь, когда Дональд Трамп вновь занимает пост президента, он имеет возможность продвигать интересы США в этом ключевом регионе. В своем первом году на посту он уже проявил интерес к улучшению отношений, выступив посредником в мирном соглашении между Арменией и Азербайджаном, что может создать новый транспортный маршрут, улучшая связь Турции с тюркскими странами Центральной Азии. Это может открыть новые экономические возможности для всего региона, включая Армению.

Кроме того, Трамп расширил взаимодействие с Центральной Азией, проведя в Белом доме саммит «Пять плюс один», приуроченный к десятилетию этой платформы, и подписав новые соглашения с регионами по бизнесу, торговле и критически важным полезным ископаемым. Казахстан и Узбекистан также приглашены на встречу G20 в Майами в конце этого года.

Трамп поддерживает крепкие отношения с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, который является движущей силой ОТГ, штаб-квартира которой расположена в Стамбуле. С учетом роли Турции в НАТО и влияния Эрдогана на ОТГ, США имеют все основания для укрепления связей с этой организацией.

Во время визита в Вашингтон Кубаньчбек Омуралиев встретился с помощником государственного секретаря по делам Южной и Центральной Азии С. Полом Капуром. Это взаимодействие, хотя и положительное, должно быть более значимым. Лидер такой важной геополитической структуры, как ОТГ, должен иметь возможность вести диалог на более высоком уровне в США. Это может привести к регулярным встречам между американскими и тюркскими официальными лицами, culminating in a meeting at the level of foreign ministers and ultimately the participation of President Trump in the summit of the Organization of Turkic States.

Члены ОТГ ведут сбалансированную внешнюю политику среди ведущих мировых держав. Более активное участие США могло бы укрепить их способность поддерживать этот баланс. В то же время ОТГ становится одним из немногих геополитических полюсов на евразийском континенте, который, по мнению Вашингтона, может служить уравновешивающей силой.

Хотя страны-участницы ОТГ, вероятно, не будут прямо описывать себя таким образом, это реальность, которую видит Вашингтон. Тем не менее, отношения между США и ОТГ не сложатся сами собой. Необходимы целенаправленные усилия и постоянное внимание. Игнорирование взаимодействия с ОТГ может быть расценено как геополитическая оплошность и не будет отвечать интересам Америки в условиях глобальной конкуренции.
VK X OK WhatsApp Telegram

Читайте также: