
Хосе Антонио Каст, ультраконсерватор и сторонник Дональда Трампа, стал новым президентом Чили. Его победа на выборах ознаменовала резкий сдвиг вправо, который не наблюдался с конца военной диктатуры в 1990 году. Каст открыто выражал восхищение чилийским диктатором Аугусто Пиночетом, что подчеркивает его идеологическую позицию, как сообщает Би-би-си.
На втором этапе выборов Каст получил более 58% голосов, победив Жаннетт Хару, кандидата от правящей левой коалиции, которая ранее лидировала. Его успех во многом стал возможен благодаря поддержке избирателей, проголосовавших за других правых кандидатов, таких как Франк Париси, Йоханнес Кайзер и Эвелин Маттеи, в то время как Хара была единственным представителем левых на этих выборах.
Корреспондент Би-би-си в Южной Америке, Ион Уэллс, присутствовал на митинге сторонников Каста в Сантьяго, где толпа, завернутая в чилийские флаги, радостно скандировала лозунги и делала селфи по мере поступления новостей о результатах выборов.
«Я рада, что можем вернуть нашей стране безопасность и патриотизм», — сказала Аугустина Транкосо, женщина в кепке с надписью «Сделаем Чили снова великой».
«Мы долго пытались победить на выборах, — поделилась другая фанатка Каста, Белем Вальдивьесо. — Ранее в Чили можно было спокойно гулять, но сейчас мы сталкиваемся с серьезными проблемами в сфере безопасности. Я надеюсь, что он выполнит свои обещания и сосредоточится на обеспечении безопасности».
В своей первой речи в качестве нового президента Каст заявил: «Чили вновь станет свободной от преступности, страха и тревог». Он пообещал активно преследовать преступников и правонарушителей. Во время кампании Каст представил Чили как страну, находящуюся на грани хаоса, и пообещал восстановить порядок, бороться с нелегальной миграцией и сократить государственные расходы.
Несмотря на то, что Чили считается одной из самых безопасных стран Южной Америки, в последнее время там наблюдается рост иммиграции и организованной преступности, что Каст связывает между собой.
Его политика во многом перекликается с курсом Трампа. Каст пообещал построить стену на границах с Перу и Боливией, а также создать тюрьмы строгого режима и проводить массовые депортации нелегальных мигрантов, многие из которых прибыли из Венесуэлы.
Для многих избирателей Каст стал символом борьбы с растущей небезопасностью.
«Мы превращаемся в Колумбию — много преступности и грабежей, общество становится все более небезопасным», — отметил Макс Штрубер, проголосовавший за Каста. — Возможно, это звучит жестко, но нам нужно продолжить дело Пиночета. Да, были нарушения прав человека, но правительство тогда обеспечивало порядок и спокойствие».
Тем не менее, не все жители Чили согласны с этой точкой зрения. Критики считают, что проблема безопасности преувеличена. Уровень убийств в стране снижается, и некоторые исследования показывают, что иммигранты в среднем совершают меньше преступлений.
Хавьера Карраско, жительница Сантьяго, поддерживала некоторые инициативы Каста, но в итоге проголосовала за Жаннетт Харру. Она считает, что «ложное чувство небезопасности стало повсеместным».
«В других странах происходят куда более серьезные проблемы, чем у нас», — добавила она.
После объявления результатов выборов, Джанетт Хара выразила надежду на «успехи во благо Чили», подчеркнув, что «демократия высказалась четко и ясно».

Автор фото,Reuters. Джанетт Хара из Коммунистической партии была главной соперницей Каста
Чем известен Хосе Антонио Каст
Каст, 59 лет, является юристом и бывшим членом конгресса, дважды ранее пытался стать президентом. В 2021 году он проиграл выборы левому кандидату Габриэлю Боричу, чей рейтинг в последнее время был низким, что могло сказаться на результатах Жаннетт Хары, которую воспринимали как продолжательницу его политики.
Каст предлагает концепцию «чрезвычайного правительства» для решения проблем, таких как безопасность, иммиграция и экономическое развитие, однако он пытается успокоить тех, кто боится возврата к диктатуре.
«Чрезвычайное правительство не равно авторитаризму», — утверждает он.
Он является отцом девяти детей и категорически противник абортов, даже в случае изнасилования. Каст также резко критикует экологические инициативы и правозащитные движения.
Его брат, Мигель Каст, был частью «чикагских мальчиков» — экономических советников Пиночета, занимая посты министра труда и главы Центрального банка. Отец Каста, Михаэль, служил в вермахте во время Второй мировой войны и позже бежал в Южную Америку, чтобы избежать денацификации.
Каст утверждает, что его отец был призван в армию против воли, чтобы избежать военного суда.
«Наша семейная история максимально далека от нацизма», — говорил он во время своей предвыборной кампании в 2021 году.
Тем не менее, журналистские расследования выявили документ 1942 года, из которого следует, что Михаэль Каст состоял в НСДАП с 18 лет. Хотя есть вопросы о том, идет ли речь об одном и том же человеке, совпадения в дате и месте рождения подтверждают эту информацию.
Каст не считает себя ультраправым, но не раз высказывал симпатии к режиму Пиночета и заявлял, что если бы тот был жив, то голосовал бы за него.
Диктатура Пиночета запомнилась массовыми нарушениями прав человека, включая пытки и исчезновения людей. Каст утверждает, что не одобряет такие действия, добавляя, что при Пиночете Чили сделала «переход к демократии», в отличие от Кубы, Венесуэлы и Никарагуа.
В прошлом году он посетил мегатюрьму в Сальвадоре, чтобы изучить опыт ее работы. Эта тюрьма, открытая в 2023 году, стала символом «войны с преступными группами», проводимой президентом Сальвадора Найибом Букеле. В условиях жесткой изоляции здесь часто возникают жалобы на нарушения прав человека.
По мнению корреспондента Би-би-си Даниэля Гарсии Марко, Каст опирается на принцип «сильной руки» Букеле, а его экономические предложения перекликаются с программой аргентинского президента-либертарианца Хавьера Милея. Он обещает рыночный подход, сокращение государственного вмешательства и дерегулирование. Среди его планов — сокращение бюджета на 6 миллиардов долларов в течение полутора лет с лозунгом «сократить политические расходы». Однако критики сомневаются в осуществимости этого плана и обещаниях о депортации 360 тысяч нелегальных мигрантов.
Выбор «наименьшего зла»
Чили становится частью общего тренда в Латинской Америке, где наблюдается сдвиг вправо после выборов в таких странах как Аргентина, Эквадор, Коста-Рика и Сальвадор.
Это были первые обязательные президентские выборы, где регистрация избирателей проходила автоматически для всех, кто имел право голоса.
Одним из факторов неопределенности стало то, как проголосуют более пяти миллионов чилийцев, которые обычно не участвуют в выборах. Обязательное голосование частично объясняет рекордные 7 миллионов голосов за Каста, что является наибольшим количеством голосов за кандидата в истории страны.
Некоторые избиратели ощущали, что им пришлось выбирать «наименьшее зло».
«Не знаю, можно ли назвать это выбором из двух зол, но я считаю, что Чили нуждается в переменах», — заявил Клаудио Саньуэс, проголосовавший за Каста. — «Я вижу в нем такую альтернативу».
«Оба кандидата представляют собой две крайности», — считает Синтия Уррутиа, которая надеялась на победу Жаннетт Хары как более центристского кандидата.
Каст вступит в должность 11 марта 2026 года и уже сейчас предупреждает о «трудных решениях». На своих митингах он часто напоминает нелегальным мигрантам, что им следует уехать из страны до этой даты, если они когда-либо надеются вернуться.
Как отметила корреспондент Би-би-си в Чили Сесилия Барриа, у Каста не будет абсолютного большинства в Конгрессе, поэтому ему, вероятно, придется договариваться с парламентом для реализации части своих обещаний.