Каста непотопляемых. Как сын нациста и фанат Пиночета пришел к власти в Чили

Сергей Гармаш Эксклюзив
VK X OK WhatsApp Telegram
Каста непотопляемых. Как сын нациста и фанат Пиночета пришел к власти в Чили

Неожиданная победа


Победа Каста во втором туре президентских выборов в Чили была как неожиданной, так и предсказуемой. Несмотря на то что в первом туре он занял второе место после Жаннетт Харе, во втором туре разница в голосах составила 58,2% против 41,8%. При этом Каст одержал победу во всех 16 регионах страны, что является беспрецедентным в истории Чили.

Никогда ранее чилийский президент не получал такого количества голосов — 7,2 миллиона из 18,5 миллионов избирателей. Явка составила 85%, в том числе благодаря обязательному голосованию, введенному на референдуме по новой конституции три года назад.
Два других правых кандидата, Йоханнес Кайзер и Эвелин Маттеи, вместе набрали около 26% голосов и сразу после первого тура поддержали Каста, что обеспечило ему победу.

На выборах ярко проявилась поляризация общества: многие видели выбор между «коммунизмом и фашизмом». Популист Франко Паризи, занявший третье место, призывал голосовать недействительными бюллетенями, чтобы избежать выбора между этими крайностями.

Идея новой конституции


Что же стало причиной такого сильного сдвига вправо? Многие эксперты указывают на значимые политические события последних шести лет в стране.

В октябре 2019 года Чили охватили массовые протесты, известные как «чилийская октябрьская революция». Они начались из-за повышения цен на проезд в метро и переросли в общенациональную забастовку с требованиями отставки президента, созыва Учредительного собрания и новой конституции. Введение военного положения лишь усугубило ситуацию: 25 октября на улицы вышло около двух миллионов человек, что составило примерно 10% от всего населения.

Протесты сопровождались насилием, в результате чего десятки погибли и тысячи были ранены или арестованы. Власти, осознав масштабы недовольства, убрали военных с улиц и начали диалог с оппозиционными силами и протестующими. Это привело к соглашению о проведении референдума о новой конституции.

Обсуждение конституции стало важным общественным событием; книги о ней раскупались, а дебаты проходили везде — от политических партий до футбольных болельщиков. Политологи даже сравнивали этот процесс с «прямой демократией» в Швейцарии.

Обсуждение конституции стало важным событием в общественной жизни Чили

Планировавшийся референдум, который должен был пройти в апреле 2020 года, из-за пандемии COVID-19 перенесли на октябрь. В итоге 78% граждан проголосовали за разработку новой конституции. В мае 2021 года было избрано Конституционное собрание из 155 человек, преимущественно из левых сил, с квотами для женщин и коренных народов.

Однако ситуация в стране изменилась: протесты и пандемия сильно ударили по экономике. ВВП Чили упал на 5,8%, а уровень безработицы достиг 13%. В результате экономических трудностей идея социальной защиты отошла на второй план.

Работа над текстом конституции заняла более года, и в сентябре 2022 года прошел новый референдум. Документ оказался сложным и радикальным, получив название «конституция меньшинств». 62% граждан проголосовали против его принятия, и многие вышли на улицы с флагами, празднуя отказ от многонациональности.

Интересно, что среди празднующих были те, кто ранее поддерживал идею новой конституции, но позже выбрали Каста на выборах.

На выборах 2021 года Каст и Габриэль Борич стояли перед избирателями как два полярных кандидата. Борич, представлявший левую коалицию, смог убедить избирателей поддержать его во втором туре, одержав победу с 56% голосов.

Однако его правление не дало ожидаемых результатов, и после провала референдума по новой конституции левые не смогли предложить альтернативные реформы.

В декабре 2022 года партии вновь согласовали работу над новой конституцией, но уже без созыва специального собрания. Новый текст оказался более консервативным, чем предыдущий.

На референдуме 17 декабря 2023 года 55,7% граждан проголосовали против нового проекта. Этот процесс показал, что чилийцы не хотят ни левую, ни правую конституцию, а стремятся к сбалансированному документу.

Чилийцы хотят сбалансированный документ, который гарантировал бы социальные права

В результате трехлетних политических споров чилийцы ощутили усталость и раздражение, что дало Касту возможность воспользоваться ситуацией на следующих выборах.

Каст: самый правый президент с времен Пиночета


В 2025 году Хосе Антонио Каст был выдвинут кандидатом от своей Республиканской партии. Он ранее был членом исторической пиночетистской партии и долгое время работал в парламенте, но не предложил значимых законопроектов.

Каст, вышедший из партии, заявил, что она стала слишком умеренной, и затем баллотировался как независимый кандидат, а позже от своей партии. Его взгляды во многом сформированы под влиянием отца.

Прошлое Хосе Антонио Каста


Каст — младший из десяти детей немецких эмигрантов. Его отец, Михаэль Каст, был офицером вермахта и участвовал во Второй мировой войне. После войны он бежал в Чили, где основал колбасную фабрику. Журналистские расследования показывают, что семья Каст сотрудничала с режимом Пиночета.

Хосе Антонио в молодости активно поддерживал Пиночета, и даже в своих предвыборных кампаниях не стеснялся говорить о его заслугах. Он также общался с нацистским фельдшером Паулем Шефером, основателем колонии «Дигнидад».

Во время своей первой выборной кампании в 2017 году Каст заявил, что гордится наследием военного правительства и обещал помиловать всех военных, осужденных за преступления против человечности.

Среди таких осужденных — Мигель Краснов Марченко, признанный виновным в преступлениях против человечности.

Каст имеет девять детей, и его старший сын уже избран в парламент.

Политические лозунги и обещания Каста


Во время своей второй президентской кампании в 2021 году Каст использовал лозунг «Сделаем Чили великой страной», что отражало изменение взглядов консервативного населения, недовольного традиционными партиями.

Он предложил упразднить Министерство по делам женщин и гендерного равенства, заменив его на Министерство по делам семьи.

В своей текущей кампании 2025 года Каст смягчил свои взгляды и сосредоточился на идее «чрезвычайного правительства», что позволило ему избежать упоминаний о пиночетизме. Тем не менее, он заявил, что выборы станут важным моментом для будущего страны.

После победы 14 декабря 2025 года Каст выбрал умеренный тон в своей первой речи, обещая уважение к демократии и готовность к диалогу с оппозицией. Однако его риторика противоречит изначальным обещаниям его команды.

Риторика Каста противоречит его первоначальным обещаниям

Каст анонсировал реализацию своего плана в первые 90 дней на посту, что включает в себя налоговую реформу, дерегулирование и сокращение госрасходов.

Он намерен отменить налоговые реформы, проведенные при предыдущем правительстве, и предложить снижение налогов для крупных компаний, что лишь усугубит социальное неравенство.

Система трудовых прав будет ограничена, что усилит позиции работодателей. Кроме того, планируется сократить государственные расходы на $6 миллиардов в течение полутора лет.

Таким образом, первоначальные меры Каста направлены на жесткую экономию, однако детали остаются неопределенными. Его правительство уже окрестили первым демократическим правительством режима Пиночета.

Первые меры Каста — это программа жесткой экономии

Выборы в Чили продемонстрировали высокий уровень демократических процедур: результаты были известны через полчаса после закрытия участков. Жаннетт Хара признала свое поражение и пожелала Касту удачи.

Итоги выборов


Победа Каста ознаменовала окончание бурного периода в истории страны. Это стало серьезным поражением для левых, которые после восстановления демократии в 1990 году пытались проводить медленные реформы, не решая основных проблем.

Чили столкнулось с проблемами неравенства, и в результате выборов 2025 года чилийцы снова выбрали Каста, оказавшись между двух зол.

Таким образом, результат выборов отражает общее движение вправо в Латинской Америке, что наблюдается и в других странах региона, таких как Аргентина и Боливия.

Каст совершил свой первый зарубежный визит в Аргентину, к своему «идеологическому брату» Милею, и оба президента провозгласили: «Свобода наступает по всей Латинской Америке!»


Политическая карта Южной Америки. Красным отмечены левые правительства, синим — правые

Приход Каста к власти стал частью более широкой тенденции консервативного поворота в Латинской Америке. Это движение заметно также в Аргентине и Боливии, где правые партии вновь получают власть.

Каст, как и его аргентинский коллега Милей, активно продвигает идеи свободы и правого либерализма, что уже вызывает интерес среди сторонников.

Хотя политика Каста может и не повторить крайности Пиночета, вряд ли она решит проблемы, с которыми сталкивались чилийцы в 2019 году. Он обещает справиться с преступностью и миграцией, но сокращение социальных программ может вызвать новый виток недовольства.

Всё это зависит от состояния мировой экономики и спроса на медь, что может дать временные улучшения в ситуации. Касту предстоит реализовать свой план в условиях отсутствия выборов, что даст ему больше свободы действий, пока не начнет проявляться растущее недовольство.
VK X OK WhatsApp Telegram

Читайте также:

Написать номментарий: