
В минувшие выходные Трамп подчеркнул, что Соединённые Штаты «нуждаются» в Гренландии для обеспечения своей безопасности. Это вызвало реакцию премьер-министра Дании Метте Фредериксен, которая предупредила, что любое потенциальное нападение со стороны США могло бы означать конец НАТО.
Во вторник представителям Би-би-си в Белом доме сообщили о том, что «президент и его команда рассматривают множество способов достижения этой важной внешнеполитической цели», добавив, что применение вооруженных сил является одним из возможных вариантов.
НАТО, как известно, представляет собой трансатлантический военный альянс, участники которого обязуются помогать друг другу в случае внешних угроз.
Некоторыми часами ранее шесть европейских стран выразили единодушную поддержку Дании. В совместном заявлении лидеров Великобритании, Франции, Германии, Италии, Польши, Испании и Дании говорилось: «Гренландия принадлежит её народу, и только Дания и Гренландия имеют право принимать решения касательно своих отношений».
В своих заявлениях европейские лидеры также отметили, что они заинтересованы в обеспечении безопасности в Арктике и что этого можно достичь только «коллективными усилиями» союзников по НАТО, включая США.
Они призвали к соблюдению принципов Устава ООН, в частности, уважению суверенитета и территориальной целостности.
Премьер-министр Гренландии Йенс-Фредерик Нильсен приветствовал это заявление, призвав к «уважительному диалогу». «Важно, чтобы диалог происходил с учетом того, что статус Гренландии определяется международным правом и принципами территориальной целостности», — добавила Нильсен.
Тема Гренландии вновь поднялась на фоне военной интервенции США в Венесуэле, когда элитные войска захватили президента Николаса Мадуро и доставили его в Нью-Йорк для судебного разбирательства по обвинениям в хранении наркотиков и оружия.
На следующий день после этой операции Кэти Миллер, супруга одного из советников Трампа, разместила в социальных сетях карту Гренландии, раскрашенную в цвета американского флага, подписав её словом «СКОРО».
В понедельник её муж, Стивен Миллер, подтвердил, что «официальная позиция США заключается в том, что Гренландия должна стать частью Америки». В интервью CNN он также заявил, что применение силы для аннексии Гренландии не исключается: «Никто не будет противостоять США из-за Гренландии».
По данным неназванного высокопоставленного американского чиновника, среди рассматриваемых вариантов — прямая покупка Гренландии либо заключение соглашения о свободной ассоциации с этим регионом.
Представитель Госдепартамента в ответ на запрос Би-би-си подчеркнул, что США «нацелены на установление прочных торговых связей, которые будут выгодны как американцам, так и народу Гренландии».
«Наши противники становятся все более активными в Арктике, что вызывает серьезную озабоченность у США, Дании и наших союзников по НАТО», — отметил представитель Госдепартамента.
Госсекретарь США Марко Рубио сообщил законодателям на закрытом брифинге в Капитолии, что администрация Трампа не планирует военное вторжение в Гренландию, но рассматривает возможность её покупки у Дании, как сообщает Wall Street Journal.
Гренландия и Дания ранее поднимали вопрос о необходимости срочной встречи с Рубио для обсуждения американских планов.
Министр иностранных дел Дании Ларс Локке Расмуссен отметил, что разговор с главой Госдепартамента поможет устранить «некоторые недоразумения».
Сенатор-республиканец Эрик Шмитт из Миссури в интервью Би-би-си также акцентировал внимание на вопросах национальной безопасности. «Я думаю, что это просто переговоры», — добавил он, выразив надежду, что Европа поймёт: сильные США — это хорошо для всей западной цивилизации.
В период своего первого срока президент Трамп уже высказывал идеи о покупке Гренландии в качестве стратегически важного американского центра в Арктике, называя это «крупной сделкой с недвижимостью» в 2019 году.
С увеличением интереса России и Китая к Гренландии, обладающей богатыми ресурсами, таяние льдов открывает новые возможности для торговых путей.
В марте Трамп заявил, что США «сделают всё необходимое» для контроля над этим регионом.
На слушаниях в Конгрессе летом прошлого года министра обороны Пита Хегсета спросили, планирует ли Пентагон использовать силу для захвата Гренландии, и он ответил, что «у нас есть планы на любой случай».
Гренландия, население которой составляет около 57 000 человек, имеет широкие полномочия самоуправления с 1979 года, однако оборона и внешние дела остаются в ведении Дании.
Хотя многие жители Гренландии стремятся к независимости от Дании, опросы показывают, что они против вступления в состав США, где уже расположена американская военная база.
Морган Ангаджу, 27-летний инуит из Илулиссата, поделился с Би-би-си своими переживаниями по поводу высказываний Трампа: «Мне было ужасно слышать, как лидер свободного мира говорит о Дании и Гренландии так, словно мы — просто объект для приобретения». Он добавил, что беспокойство о будущем справедливо: «Что, если премьер-министр Гренландии постигнет та же участь, что и Мадуро, или если США решат вторгнуться в нашу страну?»