По её мнению, глобальная архитектура контроля над вооружениями, которая формировалась в течение многих лет, находится на грани обрушения. "Ситуация очень сложная. Прогресс в многосторонних усилиях приостановился из-за кризиса доверия к ряду международных институтов", - отметила она.
На данный момент действуют лишь соглашения между США и Россией по ограничению стратегических ядерных вооружений, однако срок действия СНВ-III истекает в феврале 2026 года, и отсутствуют перспективы для нового соглашения.
"Если не будет предпринято никаких шагов, ядерные державы не смогут продемонстрировать прогресс в выполнении статьи 6 Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который обязывает их осуществлять меры по прекращению гонки ядерных вооружений и стремиться к разоружению", - акцентировала она, добавив, что это создает напряжённый фон для предстоящей Обзорной конференции ДНЯО, запланированной на апрель и май 2026 года в Нью-Йорке.
Договор о нераспространении ядерного оружия, открытый для подписания в 1968 году и вступивший в силу в 1970, является единственным многосторонним обязательством в области разоружения для государств, обладающих ядерным оружием. В 1995 году его действие было продлено на неопределённый срок, и к нему присоединились 191 государство, включая пять ядерных держав. Каждые пять лет проводится обзор действия ДНЯО.
Мы находимся в эпохе серьёзного недоверия между главными игроками, и ситуация, возможно, хуже, чем в период холодной войны.Говоря о времени принятия ДНЯО, Мухатжанова отметила, что тогда США и СССР понимали необходимость совместных усилий по предотвращению распространения ядерного оружия, в то время как сейчас такого осознания не наблюдается. Это затрудняет работу, поскольку если ключевые участники не могут вести прямые переговоры и не имеют общих позиций по вопросам контроля над вооружениями, это может привести к отсутствию консенсуса на следующей Обзорной конференции.
По её мнению, странам-участникам следует определить направления, по которым возможно достижение широкого согласия, и подготовить документ, который, возможно, не будет содержать множество деталей, но подтвердит приверженность основным целям ДНЯО — предотвращению применения ядерного оружия, недопущению его распространения и движению к разоружению.
В контексте заявлений из США о возможном возобновлении ядерных испытаний, Мухатжанова отметила, что реакция международного сообщества будет зависеть от конкретных деталей.
Если речь идет о гидроядерных испытаниях или летных тестах, это всё равно создаст напряжение в контексте ДНЯО и Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). "Ранее Соединенные Штаты утверждали, что гидроядерные испытания противоречат ДВЗЯИ, а теперь рассматривают возможность их проведения, ссылаясь на действия России и Китая. Это вызывает вопросы о том, не изменили ли они свою интерпретацию ДВЗЯИ и не планируют ли выйти из числа подписавших договор", - подчеркнула она, добавив, что такие заявления ставят под сомнение прежние обязательства и создают дополнительную неопределенность.
Также, если возможен возврат к полномасштабным взрывным испытаниям, "это будет радикальным и крайне негативным изменением, которое откроет двери для других стран", - добавила Мухатжанова.
Она также отметила, что достижения в области технологий, такие как гиперзвуковые системы, автономные платформы и искусственный интеллект, могут значительно изменить стратегическую стабильность.
"Гиперзвуковые ракеты имеют скорость и маневренность, что позволяет им обойти систему противоракетной обороны и усложнить их обнаружение", - пояснила эксперт.
По её словам, развитие таких технологий подталкивает другие страны к наращиванию собственных возможностей, формируя "новую стадию ядерной гонки вооружений".
Интенсивная интеграция искусственного интеллекта в системы раннего предупреждения и принятия решений вызывает особую озабоченность."Существует опасение, что слишком многое будет оставлено на усмотрение машин, что может привести к непреднамеренной эскалации из-за ошибочной интерпретации данных", - отметила она.
Мухатжанова также вспомнила о ранее представленной резолюции первому комитету Генассамблеи, которая призывает к обеспечению "значимого человеческого контроля" над всеми технологиями, связанными с ядерными системами.
Полное интервью доступно по ссылке.
Фото на главной странице: ООН / Э. Шнайдер.