Семья выражает глубокую обеспокоенность: результаты судебно-медицинской экспертизы, которые, по их мнению, опровергают версию самоубийства, остаются без внимания следователя. В то же время, по словам родных, семья мужа погибшей ведет себя вызывающе. Они обращаются к МВД Кыргызской Республики с просьбой обеспечить полное и справедливое расследование.
Хронология трагедии: от насилия до «шайтан велел»
События вокруг гибели молодого педагога из села Эсенбай Араванского района с самого начала напоминали сюжет мрачного триллера. 29 июня 2025 года в своем доме была найдена мертвой Айзирек Топчубаева — мать двоих маленьких детей: трехлетней дочери и шестимесячного сына. С самого начала в деле возникали противоречия — об этом неоднократно сообщала редакция 24.kg.Странные обстоятельства
Родственники Айзирек, прибывшие на место трагедии спустя несколько часов после известия о её смерти, поделились необычными деталями:«Нам сообщили примерно в 10 утра. Родители Айзирек находились на заработках в России. Мы прибыли около часа дня, когда милиция уже была в доме. Тело Айзирек лежало в одеяле, голова и ноги были связаны белой тканью, а по краям обложили зеленью (это делают в жаркую погоду, чтобы уменьшить запах разложения — прим. 24.kg). Мы заметили, что её переодели и вымыли. Тело было холодным, ощущался запах разложения. На теле были синяки от подмышек до поясницы».
Конфликт в семье
С первых дней родные утверждали о систематическом насилии в семье и оставленных следах побоев на теле женщины.Мать покойной вспоминает: «На похоронах свекровь открыто заявила: «Обращайтесь куда хотите! Судитесь! Делайте, что хотите».
Редакция 24.kg выезжала в Эсенбай, чтобы пообщаться с соседями и посетить дом, где погибла молодая мать. В этот момент в доме были только женщины, так как мужчины находились на допросе.
Сестра свекрови рассказала свою версию событий:
«День был обычным: одна невестка подметала двор, другая готовила завтрак. Затем все разошлись — кто в огород, кто на базар. Позже узнали о том, что Айзирек сделала такое. Тело снял свекор, муж был в шоке. В колыбели спал младенец. Мы пытались помочь, но она не дышала. Говорят, свекор услышал её последний вздох. Старшая дочь жила с бабушкой, пока Айзирек с мужем были в России. Все к ней хорошо относились».
Однако многие жители села не верят в версию самоубийства.
«Шайтан велел»: признание или инсценировка?
В августе 2025 года, через несколько недель после трагедии, муж покойной Дуйшон пришёл в дом её родителей в странном состоянии, сопровождаемый родственниками.На видео, которое попало в распоряжение 24.kg, видно, как Дуйшон, удерживаемый родственниками, говорит изменённым голосом, будто находясь под воздействием «нечистых сил»: «Меня искусили нечистые духи. Мне приказали. Я убил по приказу. Я искусил Айзирек».
Судебный психиатр Тынчтыкбек Асанов отметил, что такое поведение «скорее напоминает инсценировку» и требует стационарного обследования.
Однако следователь ограничился лишь «беседой» с подозреваемым, объяснив бездействие так: «Что еще нужно было делать, кроме беседы? Положить в больницу? То врачи в отпуске, то меня не было на работе».
Следствие в застое
Четыре месяца спустя расследование фактически приостановлено, как утверждают близкие Айзирек.Мать покойной рассказала:
«Следователь показал заключение судебно-медицинской экспертизы. В нем указано, что смерть наступила около трех часов ночи. Но родственники мужа утверждали, что утром она позавтракала и повесилась сама. Следователь дал мне бумагу и ручку, велел написать, что я ознакомлена с результатами и не имею претензий. Я отказалась. Написала, что требую расследования — ведь время смерти не совпадает».
Члены семьи утверждают, что после этого следователь перестал выходить на связь. На вопросы о бездействии он ответил лишь: «Идет потихоньку», и затем перенаправил родных к судмедэксперту, хотя именно он должен работать с доказательной базой.
Призыв к МВД: «Мы ищем справедливость»
Потеряв надежду на местные органы, семья Айзирек обратилась к редакции 24.kg с просьбой привлечь внимание к делу.«Мы просим Министерство внутренних дел Кыргызской Республики взять расследование под личный контроль. Наша дочь умерла ночью, а не утром. Мы хотим знать правду и требуем справедливого следствия, а не отговорок».
Редакция 24.kg будет продолжать следить за развитием событий вокруг загадочной смерти молодой матери двоих детей в Араванском районе.