Оценка киргизского искусства участниками Ташкентского фестиваля 1974 года. Телевидение и кинематограф Киргизии 70— начала 80-х годов. Часть -10



Оценка киргизского искусства участниками Ташкентского фестиваля 1974 года. Телевидение и кинематограф Киргизии 70— начала 80-х годов. Часть -10

Отзывы о киргизском кино


Официальный показ документальных фильмов Ташкентского Международного открыли «Мосты Дюйшена» в Доме знаний. Более полно киргизская кинематография была представлена через несколько дней, когда там же была показана «Почта», а вечером, во Дворце искусств — художественный фильм из Фрунзе «Водопад» (сценарий Л. Дядюченко, режиссер-постановщик Ю. Борецкий, операторы-постановщики А. Ким, Н. Борбиев, в ролях Ч. Дуванаев, И. Андриня, М. Булгакова, А. Киргизбаев, В. Жданов, А, Ашимов, Дж. Сейдахматова).

...После окончания просмотра документальных фильмов в Доме знаний, я подошла к одному из зрителей — попросила его поделиться впечатлениями о «Почте». Оказалось: Ибальдо Дуран — не кинематографист и не гость фестиваля. Он живет в провинции Орьенте, на Кубе, а здесь, в Ташкенте, учится в текстильном институте, на механическом факультете, уже заканчивает 3 курс.

- Раньше,— говорил Ибальдо,— я никогда не задумывался о труде почтальона. И на Кубе, и здесь, в нашем общежитии как-то не приходилось сталкиваться с теми, кто доставляет газеты и письма. А посмотрев этот фильм, увидел, какой это труд, как это тяжело, в горах, в снег... Я вижу эту землю: Киргизию,— говорит юноша по слогам, старательно выговаривая каждое слово,— впервые. И очень рад, что познакомился с ней и с ее людьми, такими смелыми и добрыми, как старый Касымалы...

Фильмы из Йемена «Республика мира», из Колумбии — «Аякуччо», из Советской Киргизии — «Почта», кубинский — «Новая школа» были показаны на одном просмотре. И когда зрителям представляли их ав торов, когда на сцене с цветами в руках сидели рядом кубинец Рохелио Парис, главный режиссер киноинститута «ИКАИК», киргиз Бекеш Абдылдаев, колумбиец Франсиско Норден, когда, сменяя друг друга, без перерыва, представали перед нами зеленые долины Йемена и заснеженные просторы Сусамыра, красочные одежды колумбийских крестьян и просторные, залитые солнечным светом классные комнаты новых кубинских базовых сред них школ (типа наших школ-интернатов), и юное поколение — граждан острова Свободы — будет оценивать новую школьную форму, решать сообща, какого цвета должны быть брюки у мальчиков, а какой длины — юбки у девочек, и на этот, пустяковый, казалось бы, разговор приедет к ребятишкам Фидель, и вместе с ними, вполне серьезно выслушивая каждого, будет участвовать в беседе — тогда, казалось, что все войны человечества, все несчастья людей уже позади, и долгожданный мир навсегда пришел на нашу планету...

О киргизском искусстве, киргизском кино — перспективах его развития довелось мне беседовать со многими кинематографистами — участниками Ташкентского фестиваля.

Драгослав Адамович — заведующий отделом культуры газеты «Политика» в Белграде (Югославия):
— Кинематограф Киргизии явление чрезвычайно интересное. «Первый учитель», «Зной»— эти фильмы открыли для нас вашу республику...

Нас радуют поиски кинематографистов Киргизии в короткометражном жанре. «Замки на песке», «Почта», «Мосты Дюйшена», которые я видел на Международных фестивалях в Кракове и Лейпциге, сделаны талантливо, по-новому. В этом же направлении, в плане поисков новых форм и средств короткого кино ваши кинематографисты должны работать и дальше. Для успеха, по-моему, у них есть все основания.




Нина Хиббин. Имя, знакомое по прессе. Известная английская журналистка, прогрессивный кинокритик, обозреватель газеты «Морнинг стар» — органа Коммунисти ческой партии Великобритании,— Нина Хиббин часто вы ступает по вопросам современного киноискусства в «Советской культуре» и «Литературной газете», в «Советском экране», «Искусстве кино».

Миссис Хиббин любезно согласилась ответить на вопросы. Узнав, что представляю еженедельник по культуре из Киргизии, она спросила, нет ли у меня одного из эк земпляров, познакомиться с новым для нее изданием. И обещала прислать в Англию, в Брадфорд, где живет миссис Хиббин, номер «Кыргызстан мадаиияты» с рассказом о фестивале.

— Несколько дней назад, — сказала Нина Хиббин,— я посмотрела новый фильм киргизского режиссера Океева «Лютый». До сих пор нахожусь под влиянием этого фильма, он произвел громадное впечатление. Он сделан мастером, интересно решен изобразительно, смотрится, не оставляет равнодушным. Жизненная история, о которой сделан фильм — одновременно и приключенческий рассказ, который все время держит в напряжении, и философское раздумье современного художника о том, что же нужно человеку, чтобы быть человеком.

Я давно сложу за работами Океева, помню его предыдущие фильмы «Небо нашего детства» и «Поклонись огню».

«Лютый» — его серьезный успех. Я знакома с другим режиссером из Киргизии — Шамшиевым. Несколько лет на зад он приезжал в Англию, был гостем наших кинематографистов, показывал свои фильмы, в том числе и «Выстрел па перевале Караш». Я видела многие киргизские фильмы и дома, и в Советском Союзе, знаю ваше короткометражное кино. Считаю, что очень интересно работает оператор Видугирис. «Замки на песке» — один из лучших фильмов последних десятилетий.

Кадзуо Ямада — известный японский кинокритик. Он был участником двух предыдущих фестивалей в Ташкен те, многих Международных кинофестивалей в Москве, участвовал в работе симпозиумов по проблемам развития афро-азиатского кино. В 1972 году, после окончания II Ташкентского фестиваля, Кадзуо Ямада в числе гостей республиканского Союза кино был во Фрунзе, посетил «Киргизфильм», смотрел фильмы вместе с их авторами. Мы беседуем без переводчика: господин Ямада говорит по-русски:

— Я был в жюри XV Международного фестиваля документальных фильмов в Лейпциге и помню, как тепло зрители и кинематографисты из разных стран принимали «Почту» режиссера Абдылдаева. Этот искренний рассказ о почтальоне характерен для общего направления киргизского кино, и не только документального. Почти 10 лет назад, когда я впервые увидел «Манасчи», «Чабана», «Замки на песке», мне подумалось, что киргизским кинематографистам удалось решить трудную и интересную проблему: создать на экране истинно национальный характер, самобытный, интересный и самое главное — реалистичный. Правда характера, правда жизни неотделима в моем представлении от киргизского кино. Именно этим сильны лучшие ваши фильмы: «Манасчи», «Чабан», «Замки на песке», «Небо нашего детства», «Выстрел на перевале Караш», «Алые маки Иссык- Куля», «Поклонись огню», «Нарынский дневник», «Почта», «Мосты Дюйшена»..

Киргизские кинематографисты в центре внимания Ташкентского фестиваля. Телевидение и кинематограф Киргизии 70— начала 80-х годов. Часть-9


Оставить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent