«Киргизтелефильм». Телевидение и кинематограф Киргизии 70— начала 80-х годов. Часть-4



«Киргизтелефильм». Телевидение и кинематограф Киргизии 70— начала 80-х годов. Часть-4

Режиссер ТВ. Новая профессия XX века...


Штрихи к портрету
Третий курс мединститута Дооронбек заканчивать не стал. «Хождения» по театрам и кинотеатрам закончились тем, что на Фрунзенской студии телевидения появился новый ассистент режиссера — Дооронбек Садырбаев.

Первая передача с позывными Киргизского телевидения вышла в эфир 5 декабря 1958 года. Телевидение республики делало первые шаги: первые передачи, рождение первых традиций...

Не было еще популярного в свое время телевизионного театра миниатюр «Кабачок 13 стульев», да и программу из Москвы во Фрунзе еще не смотрели, когда Садырбаев стал самостоятельно готовить инсценировки «И так бывает» и сатирический журнал «Шибеге» («Шило»)... Тогда же он начал работать с детьми. Увлекая детвору идеей телевизионного пионерского театра, увлекался сам.

Киргизское телевидение набирало силы. В арсенале режиссеров появилась кинопленка. Пора экспериментов «в одиночку» закончилась. Садырбаев начинает работу с оператором Альбертом Сайфулиным (их творческое содружество продолжалось много лет). Садырбаев снимет фильмы «Одинокая арча» по повести Дж. Мавлянова,
«Сайра, комуз!», более 15 часов концертных программ, «Мастера искусств Киргизии», снимется сам — сыграет молодого Токтогула Сатылганова в фильме «Алымкан», будет работать вторым режиссером на телевизионном фильме «Ак-Мёёр».

«Акынам, донесшим до наших дней сказание об Ак- Мёёр, посвящается»... Эти начальные титры стали своеобразным камертоном, по которому и выстраивал режиссер М. Убукеев фильм, ставший первой попыткой кинематографистов сделать фильм для телевидения. «Ак-Мёёр» был интересен актерскими работами. Муратбек Рыскулов, Советбек Джумадылов, Таттыбюбю Турсунбаева, Болот Бойшепалиов создали с помощью Мелиса Убукеева самобытные, овеянные народными преданиями и легендами образы юной Ак-Мёёр, не лишенного мудрости жестокого хана Жантая, коварного Банке, гордого пастуха Болота.
«Киргизтелефильм». Телевидение и кинематограф Киргизии 70— начала 80-х годов. Часть-4

Умение режиссера работать с актерами, опыт приобретенный в кинематографе, тяготение его к эпическим, историческим темам — драматургически четким, определенным, мастерство опытных и энтузиазм молодых, операторская работа Владимира Котова — лаконичная и выразительная, создали поэтический фильм, получивший второй приз фестиваля телевизионных фильмов в Ленинграде в 1969 году. Киргизское телевизионное кино начиналось игровым фильмом, сделанным на стыке кинематографа и театра (режиссеру, оператору и актерам помогал и балетмейстер С. Абдужалилов)...

Режиссер ТВ. Новая профессия XX века... Долгий, мучительный подчас, путь становления, осмысления своих возможностей молодое искусство ТВ, усвоив опыт старшего брата-кинематографа, прошло в ритме своего века — уверенно и быстро. В январе 1973 года на базе сценарного объединения Государственного комитета Киргизской ССР по телевидению и радиовещанию была организована студия «Киргизтелефильм». Среди первых ее сотрудников был и Д. Садырбаев... К тому времени, окончив Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, Дооронбек получает специальность режиссера телевидения.

Конкретность, подлинность места действия и героев в телефильмах Садырбаева указаны в титрах, документированы. И все-таки...

...События ленты о чабанской династии Тынаевых не увидены камерой, а разыграны перед ней. Инсценировка как основной режиссерский прием и не скрывается. Наоборот: русский перевод «накладывается» на лирический рассказ героя, который знакомит пас с происходящим на экране, титры делаются на условно-рисованном фоне, музыка к фильму записывается эстрадно-симфоническим оркестром («Земля отцов», сценарий Д. Садырбаева, С. Конурбаева, оператор А. Сайфулин).

...Ученики отдаленной сельской школы, овладевая разговорной русской речью, разыгрывают в классе маленькие бытовые сценки. Момент игры заложен уже в самом замысле фильма («Учитель русского языка», сценарий М. Мураталиева, оператор В. Боголюбов).
«Киргизтелефильм». Телевидение и кинематограф Киргизии 70— начала 80-х годов. Часть-4

...Поэтическое восприятие природы и человека в ней привело на экран солнечные блики в иссык-кульских волнах, ажурные тени деревьев на сером асфальте шоссе, черные силуэты усмиренных красавцев-скакунов на бликующей перспективе моря... («Удержись в седле», сценарий В. Комракова, оператор В. Боголюбов).

Работа на стыке документального и игрового, документа и вымысла интересна тогда, когда художник лишен возможности освоить жизненный материал, привлечь внимание к общественно значимой проблеме сугубо документальными средствами. Увлечение же Садырбаева приемами игрового кино в жанре документально-игрового очерка (или, как его еще называют, «драматизированной хроники») объясняется, видимо, все-таки не этим.

...Жила-была маленькая девочка. И пригласили ее сниматься в кино. На роль дочки. А на роль отца долго не
могли никого найти. То есть, находить-то находили, но девочка почему-то не могла с ними «играть дочку»... А гам случайно оказался один взрослый — совсем не старый, и она смогла сыграть его «дочку», потому что он не важничал, был добрый и все-все понимал... Так у девочки появился отец (только в кино, правда, потому что «в жизни» у нее была только мама)...

Проблема? Проблема. Сегодняшняя, «неполной семьи»...

В игровой новелле «Кнопка», снятой в 1973 году, Садырбаев (сценарий и диалоги он написал сам) вдруг словно вспомнил первые годы работы на ТВ — радостное время, когда он писал и ставил передачи: о детях, для детей и с их участием... И телефильм получился! Потому что — узнаваемы житейскими подробностями характеры и ситуации этой маленькой истории, просты и убедительны ее герои (отлично сыграли здесь семилетняя Айгуль Садыкова и режиссер радио Турсун Темиркулов), и музыка Шандора Каллоша — веселая и грустная — хороша, и с интересом всматривается в глаза героев камера Альберта Сайфулипа, и не торопит события сам режиссер, давая возможность нам увидеть, понять, задуматься... Пародокс, по ощущение подлинности, «сиюминутности» происходящего в игровой «Кнопке» Садырбаева гораздо сильнее, чем в его документальных очерках. Видимо, решению проблем, волнующих его, художественному мышлению Садырбаева-режиссера ближе именно такое осмысление действительности — мир через игру...




От игровых, инсценированных моментов Садырбаев не уходит и в снятом два года спустя документальном фильме «Семья» (сценарий Н. Ялымова, оператор X. Тухватулин, звукооператор X. Ахмадеева). Более того — основные события сняты методом инсценировки, «восстановления факта». Репортажных съемок в фильме немного. Но именно «Семья» кажется мне ярко выраженным, осмысленным обращением режиссера к построению жизненного материала на экране средствами именно телевизионного кинематографа. Прямые интервью, снимаемые фиксированной камерой, не столько приближают фильм к условиям «телевосприятия», сколько — это главное — дают зрителю возможность самостоятельно сделать выводы об увиденном и услышанном. А это — активное соучастие зрителя в творческом процессе, в восприятии произведения искусства и есть основная задача кинематографиста, работающего для телевидения.
«Киргизтелефильм». Телевидение и кинематограф Киргизии 70— начала 80-х годов. Часть-4

Телерассказ об одной городской семье, состоящей из отца, матери и шестерых детей, начинается своеобразным прологом, который решается двумя изобразительными способами: на документальных фотографиях, а затем — эпизодом, снятом в домашней обстановке па кинопленку. Знакомимся. Отец — Дадый Иманалиев, слесарь-сборщик завода сельскохозяйственного машиностроения им. Фрунзе. Мать — Джумагуль Султаналиева, швея фрунзенской трикотажной фабрики. Старшие дочери — Сайракуль и Зинагуль, работницы фабрики, студентки-заочницы. Сын Болотбек — студент автодорожного техникума. Младшие дочери — школьницы: Замира, Дамира и Гюльнара. Семья, похожая на тысячи других. Узнаваемы герои фильма: характер их работы, родительских обязанностей, их заботы и радости, быт и досуг. Лаконично выполненный «двойной пролог» дает возможность уже без оговорок выстраивать основной материал.

Явление действительности (в данном случае — конкретный человек) исследуется без замысловатых режиссерских «вывертов» и эффективных операторских ракурсов. Характер героев изучается скромными средствами: кинонаблюдениями, интервью с товарищами Дадыя и Джумагуль но работе, с самими героями.

Конструкция микроэпизодов о муже и жене подчеркнуто одинакова. Вот Дадый рассказывает о себе — сначала в кадре, затем — комментируя работу с товарищами в заводском цехе. Бригада слесарей-сборщиков, в которой
Дадый Иманалиев, лауреат Государственной премии Киргизской ССР выпускала вязальный аппарат к пресс-подборщику «Киргизстан». Он шел тогда на экспорт в 20 стран мира... Затем о Дадые рассказывает ветеран Трофим Алексеевич Ларкин, который помнит, как молодой Дадый впервые переступил заводскую проходную...

Окончив школу в селе, приехала в город и Джумагуль. Поступила ученицей на трикотажную фабрику, познакомилась с Дадыем, стала его женой... Сменный мастер конвейера Валентина Станиславовна Ладанова, рассказывая о Джумагуль, предваряет наше знакомство с героиней.И только потом мы слышим рассказ Джумагуль — о работе, о Дадые, о детях. Небольшой по метражу рассказ героини, ее манера говорить, ее лицо и глаза (интервью снято крупным планом) готовят восприятие той «производственной» информации, которую потом узнаем мы от диктора.

За цифрами и процентами производственной характеристики передовой работницы Д. Султаналиевой будем видеть мы теперь и трудности, и радости женщины-труженицы, матери. Двадцать три года на фабрике, досрочное выполнение пятилетних заданий. Сколько сил отдано работе, которая в радость! На груди Джумагуль ордена Ленина, Трудового Красного Знамени... Глядя на ее проворные руки, понимаешь: эта женщина нашла свое счастье — простое и настоящее.

Казалось бы — какие претензии могут быть к авторам? Оказывается — могут. Заботясь о содержательной стороне работы, они, подчас, забывали о самом главном — о том, что телефильм прежде всего фильм: изображение, которое смотрят. И тогда верный ход рассуждений документалистов, стремящихся создать портрет человека сочетанием: его рассказ о себе и рассказ его товарищей о нем (отсюда и стилистика всех интервью) стал бы убедительнее, если бы глубже, интереснее, точнее было изобразительное решение. Скупость, бедность зрительного ряда, вялость операторской работы в сочетании с большим количеством текста, с синхронными интервью стали существенным недостатком фильма, значительно обеднили его эмоциональное воздействие. А ведь найден авторами жизненный материал, тема —жизнь современной городской семьи, судьбы родителей — рабочих в первом поколении, судьбы детей, у которых уже есть и специальное образование, обилие сюжетных поворотов, подсказанных действительностью (да и сама новизна темы!), наводили на мысль об игровой ленте, снятой по самостоятельно литературному сценарию. На тему, к которой так нечасто обращаются теледокументалисты и которую совсем забыло игровое телекино республики.

Годунов — большая творческая победа Минжилкиева. Телевидение и кинематограф Киргизии 70— начала 80-х годов. Часть-3


Оставить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent