Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец Колесников Петр Федосеевич



Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Колесников Петр Федосеевич

Герой Советского Союза Колесников Петр Федосеевич


Петр Федосеевич Колесников родился в 1922 году в селе Семеновка Иссык-Кульского района Киргизской ССР в крестьянской семье. Русский. Член КПСС. В Советской Армии с октября 1942 года. Лейтенант. Командир батареи самоходного артиллерийского полка.

В Великой Отечественной войне принимал участие в составе 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов. Его боевые подвиги Родина отметила орденом Отечественной войны I степени и двумя орденами Красной Звезды.

27 февраля 1945 года за мужество, отвагу и геройство удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.

Имя Петра Федосеевича Колесникова носит средняя школа в селе Семеновка Иссык-Кульского района, в ней оформлен уголок боевой славы Героя, пионерская дружина названа его именем.

ИДУТ В БОЙ САМОХОДКИ

Самоходная артиллерийская установю младшего лейтенанта Петра Колесникова готовилась к бою. Задача, поставленная командиром полка, заключалась в следующем: надо было совершить стремительный марш в район села Шуравцы и с ходу вступить в бой.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Колесников Петр Федосеевич

Здесь, на Львовском направлении, в июле сорок четвертого шли ожесточенные сражения Взломав первую линию вражеской обороны наши войска вышли ко второму, не мене( мощному рубежу, который фашисты назвали линией «Принц Евгений». Завязались жаркие бои, гитлеровцы бросили против наших на ступающих частей свои бронированные силы На отдельных участках в боях участвовало до 200 вражеских танков. Надо было преодолеть сопротивление противника и в прорыв немедленно ввести первую гвардейскую танковую армию. Самоходчики шли вслед за танкистами.

Петр надел на голову шлемофон, поставил стрелки рации на заданную волну, включил передатчик и стал вызывать командира соседней самоходки.

— «Ясень», «Ясень», как слышишь меня! Даю настройку. Раз, два, три...

В наушниках послышался знакомый, чуть хрипловатый голос младшего лейтенанта Алексея Селифанова. Они вместе прибыли в этот самоходный артиллерийский полк в октябре сорок третьего. Петр — из киргизского села Семеновка, раскинувшегося на северном берегу Иссык-Куля, Алексей — из Челябинска. Сдружились, повоевали вместе уже достаточно чтобы и пороха понюхать, и друг друга хорошо узнать. И в бою старались держаться по возможности рядом — как-никак один взвод мало ли что может случиться, с надежным товарищем вернее.

— «Сосна», мы готовы. Как у вас?

— Ждем сигнала,— ответил Петр.

Экипаж заранее подготовился к маршу.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Колесников Петр Федосеевич

Механик-водитель Сырцов, наводчик Кравченко сделали все от них зависящее, чтобы машина была в порядке и чистоте. Петр не любил беспорядка, расхлябанности. Он уважал свою самоходную установку, и еще не было случая, чтобы в ответственном деле заглох мотор или гусеница ненароком полетела.

Сегодня, судя по всему, испытание предстояло серьезное. И вот взревели двигатели, колонна тронулась, и, набирая скорость, понеслась по проселочной дороге. Они проезжали мимо деревень, где повсюду чернели следы пожарищ.

От снарядов в стенах домов зияли сквозные дыры, а иной раз на месте дома лежала перемешанная с глиной куча соломы. 

У опушки небольшого леса наши танкисты разгромили фашистскую колонну. Валялись тут и там разбитые, обожженные машины, повозки, трупы людей и лошадей. И на виду у этого беспощадного зрелища войны задорно шумели на ветру молодые березки, и в зеленой траве голубели колокольчики.

Резкий контраст между спокойствием природы и жестокостью войны почему-то взволновал Петра. Он вспомнил знакомое с детства Семеновское ущелье, вдоль которого мирно шумела река, а на склонах стояли разлапистые ели, и подумал, что он сам и его товарищи отвыкли от привычных понятий и что в этом виновата война, навязанная нам фашистами. Он поймал себя на том, что уже не скажет просто «река», а только «водная преграда», а если увидит у дороги одинокий дуб, не залюбуется им, а непроизвольно отметит про себя — «хороший ориентир».

Самоходки выскочили на широкое поле. Там, где дорога взбиралась на пригорок, темнели неподвижные танки.

— Притормози, Михаил, — сказал Колесников. — Неужто наши? — Он поднес к глазам бинокль и долго не опускал его. Так оно и есть, впереди виднелись три сгоревшие тридцатьчетверки.

Остановились и другие самоходки. Что там их ждет?

Младший лейтенант спустился в машину, включил рацию. В наушниках шлемофона услышал команду: «Вперед!»

Самоходки двинулись к горе. Все ближе и ближе, меньше километра осталось, и тут заговорили вражеские «фердинанды», противотанковые пушки. Загорелась одна самоходка, другая...
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Колесников Петр Федосеевич

— Ну вот, нарвались, — подумал Петр и отдал команду стрелять.

— Куда, командир? — изумленно спросил Кравченко.

— Прямо. Прицел восемьсот.

— Выстрел! — крикнул наводчик.

Орудие ахнуло, с грохотом выскочила гильза.

Заряжающий Скорик тотчас вогнал новый снаряд.

— Огонь!

Орудие вновь рявкнуло, полез в нос едкий желтоватый дым.

— Ясень», «Ясень», делай как я,— передал по рации Селифанову Петр и приказал Сырцову: «Давай-ка, включай третью скорость и — зигзагом!»

Две самоходные установки вырвались из общего строя и помчались вперед, бросая свои железные тела то влево, то вправо, стремясь улизнуть от вражеского прицельного огня.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Колесников Петр Федосеевич

До позиций вражеских артиллеристов оставалось совсем немного, может быть, метров двести — и тут нервы у фашистов не выдержали, они бросились бежать.




После боя командир полка полковник Мельников вызвал к себе Колесникова: «Ты что же это — в ухарство ударился? А если бы в упор расстреляли?» — Но тут же усмехнулся: «Победителей не судят!» И обнял Петра.

Он тоже многое пережил за это не такое уж долгое время боя, и с досадой считая сожженные самоходки, не мог не восхищаться отважной дерзостью младшего лейтенанта. Рискованно тот действовал? Конечно. Зато быстро и смело.

И задачу свою выполнил, и другим экипажам помог. Молодец, одним словом. Достоин высокой награды. Вскоре на груди Петра Колесникова засиял орден Отечественной войны I степени.

Тем летом пришлось попадать в различные сложные ситуации. В августе они вели бои на Сандомирском направлении, заняли маленький плацдарм — три танка, шесть самоходок, пехотная рота. Впереди — враг, сзади — река, и надо держаться, пока не подойдут основные силы. Налетели фашистские бомбардировщики, содрогнулась земля от взрывов, разлетелись осколки смертоносного металла.

Колесников со своим экипажем укрылся в окопе, который они выкопали под самоходкой. Сами-то, вроде, защитились, но неровен час, угодит бомба прямо в машину. Воют «юнкерсы», высматривают цели, словно хищные стервятники. Эта бомба ушла левее, а вот куда ляжет следующая...

И тут Петра осенило. У храброго человека в минуту страшной опасности воля и мозг напряжены до предела, и вдруг, в какую-то долю секунды, приходит единственно правильное решение.

Колесников зажег дымовую шашку и положил ее на броню машины. Потянулся к небу черный, крутящийся шлейф дыма. «Юнкере» тем временем снова вошел в пике, но стремительно промчался мимо. Наверное, летчик решил, что эту дымящуюся самоходку он уже подбил и не надо тратить на нее лишнюю бомбу. Находчивостью Петра воспользовались командиры остальных экипажей, теперь уже вся позиция была объята дымом — и вражеские самолеты, покачивая крыльями, ушли на запад.

Когда же в атаку поднялись фашистские автоматчики, их неожиданно встретил мощный огонь наших боевых машин. Гитлеровцы, обескураженные таким поворотом событий, были вынуждены отступить. А через несколько дней маленький плацдарм стал именно той отправной точкой, откуда началось наше новое большое наступление.

В январе 1945 года войска 1-го Белорусского фронта готовились к решающему штурму укреплений противника южнее Варшавы, Здесь фашисты построили оборону, эшелонированную в глубину до 20 километров. Она состояла из целого ряда траншей с разветвленными ходами сообщений, дотами и дзотами. Широкие минные поля, различные инженерные сооружения, противотанковые рвы и завалы на дорогах препятствовали продвижению наших войск вперед.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Колесников Петр Федосеевич

Наступление началось пасмурным утром 14 января. Более часа наши орудия вели уничтожающий огонь, вслед за огневым валом вперед пошла пехота. Оборона врага была прорвана. Полк, в котором служил Петр Колесников, наступал в направлении главного удара.

Глубокой ночью командиров самоходных установок вызвал подполковник Мельников.

— Наша задача такая, — он развернул планшет. — Действуя в передовом отряде, войти в прорыв и, сделав бросок по тылам врага, выйти к реке Пилица, с ходу форсировать ее, отрезать основную группировку врага на оборонительном рубеже Вислы и не дать фашистам отойти на запад.

Трое суток непрерывных боев, пройдено около 80 километров, но главные трудности были впереди. На берегах Пилицы самоходчики увидели вражеских саперов. Те работали лихорадочно, строя новые огневые точки, и, видимо, не ожидали увидеть так скоро наши передовые части. Метким огнем фашисты бы¬ли рассеяны, но моста для переправы не оказалось. Пилица здесь неглубока, 20-сантиметровый лед вряд ли выдержал бы тяжелую технику, и тогда решили перейти реку по дну. Под ураганным огнем наши саперы взорвали лед — и вот уже первая самоходная установка, которой командовал Колесников, опустилась в воду. Через щели студеная вода проникала в боевое отделение, но вот лейтенант нащупал твердый грунт, самоходка тяжело взобралась на берег и тут же открыла прицельный огонь.

Под утро 17 января разгорелся ожесточенный бой. Фашисты, чувствуя, что могут оказаться в «котле», сосредоточили мощный броневой кулак и сделали попытку прорваться. В темноте трудно различить, где свои машины, где вражеские. И тут Колесников снова проявил находчивость. Подбираясь к танку или бронемашине вплотную, он неожиданно освещал их фарой, и если видел врага — бил в упор. Потом подсчитали, что в этом бою его экипаж уничтожил 7 танков и 3 бронемашины.

Но и самоходчики не убереглись. В разгар боя в передней части машины раздался оглушительный грохот.

Самоходка дернулась назад, ее заволокло дымом.

— Горим! Выпрыгивай!

Сырцов открыл крышку люка, и они один за другим вывалились из объятой пламенем машины. Петр покинул самоходку последним — и тут же почувствовал, что ранен. Чем- то тяжелым ударило по голове и повалило в снег. Он выхватил из кобуры пистолет и закричал своим бойцам, чтобы они уходили вправо, к лесу, и занимали там позиции.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Колесников Петр Федосеевич

Силы изменяли лейтенанту. А тут новый взрыв снаряда, на этот раз его задело осколком. Он еще приподнялся, сделал шаг — и упал. Из боя тяжело раненного лейтенанта вынесли заряжающий и наводчик. Их командир так и не пришел в сознание. В полевом госпитале ему сделали операцию, однако и врачи не всегда могут перебороть смерть...

Петр Федосеевич Колесников так и не узнал, что представлен к высокому званию Героя Советского Союза. Указ
Президиума Верховного Совета СССР был опубликован в центральных газетах 28 февраля, а месяцем раньше товарищи прощальным залпом отсалютовали на могиле Петра.

В музее Славы, созданном учащимися Семеновской средней школы, один из стендов посвящен отважному земляку.

Умерла его мать, геройски погибли на фронте три брата. Осталась только фотография, где снят Петр со своим боевым другом Алексеем Селифановым. И надпись на обороте: «Дорогая мамочка! Вспоминайте и не забывайте.

Время придет золотое, встретимся, мама, опять».

Простое мальчишеское лицо, чуть прищуренные глаза — и ничего, на первый взгляд, героического. А разве он сам себя ощущал Героем?

А далеко от киргизской земли, в польском городе Лович, каждой весной ложатся на могилу Героя Советского Союза П. Ф. Колесникова яркие живые цветы. Никто не забыт — и ничто не забыто.

В. НИКСДОРФ


Оставить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent