
Кыргызстан переживает настоящий бум безналичных расчетов, который председатель Национального банка КР Мелис Тургунбаев охарактеризовал как «лавинообразный эффект».
С момента введения стандарта ELQR, использование цифровых платежей стало массовым, что значительно изменило финансовые привычки как граждан, так и бизнеса.

Тургунбаев отметил, что цифровизация изменяет структуру денежных потоков. В первом квартале 2025 года наблюдаются следующие тенденции:
- объем снятия наличных с карт уменьшился на 33%,
- количество операций по снятию упало на 26,3%.
«Деньги остаются в системе — это важный показатель зрелости финансового рынка», — подчеркнул председатель Нацбанка.

- 2022 год: введение стандарта ELQR;
- 2024 год: отмена комиссий за внутренние переводы;
- обязанность предпринимателей принимать QR-платежи;
- создание широкой экосистемы: 20 банков, 14 платежных организаций, 32 приложения, 15 млн счетов, 9,8 млн карт, 3,5 млн электронных кошельков.
«Можно с уверенностью утверждать, что страна практически полностью перешла на QR-платежи», — добавил Тургунбаев.По словам председателя Нацбанка, быстрый рост безналичных транзакций привел к трем значительным изменениям. Платежи фиксируются автоматически, что облегчает контроль бюджета и снижает количество импульсивных покупок. «Видя свои финансы в реальном времени, человек становится более дисциплинированным», — отметил он.

Межбанковские переводы занимают считанные секунды, при этом их объем увеличился в 49 раз. В мобильных приложениях доступны рассрочки, микрокредиты и накопительные продукты — возможности, которые трудно реализовать в экономике, основанной на наличных.

«Цифровые платежи становятся обычным делом. Доверие к финансовым учреждениям возрастает, а решения граждан становятся более осознанными. Это не просто удобство — это трансформация финансовой структуры страны», - заключил он.