
Казахстан инициировал судебный процесс в Швейцарии, стремясь укрепить свою позицию в международном арбитраже против нефтяных компаний, работающих на месторождениях Кашаган и Карачаганак, сообщает Orda.kz.
Согласно информации от Bloomberg, Казахстан обвинил подрядчиков нефтегазовой компании Eni в коррупции, из-за которой контракты были существенно завышены. В результате страна требует возмещения ущерба в размере 15 миллионов долларов, включая проценты.
Иск основывается на материалах уголовных дел из Италии и соответствующих судебных разбирательствах в Хьюстоне.
«Ключевым моментом является контракт, стоимость которого, согласно обвинениям, была увеличена с 88 до более чем 490 миллионов долларов. Казахстан утверждает, что контракт переписывался 11 раз. В 2017 году несколько подрядчиков, сотрудничавших с Eni, были осуждены за коррупцию в Италии, однако ни один из сотрудников Eni не был привлечен к уголовной ответственности»,
уточняет Bloomberg.
Чтобы использовать материалы уголовного дела в швейцарском суде, Казахстан обратился с просьбой допросить Максата Иденова, бывшего топ-менеджера «КазМунайГаза» и Eni. Суд в Хьюстоне разрешил допрос, но оговорил, что показания могут быть применены только в швейцарском процессе, а не в международном арбитраже.
Представитель Иденова подтвердил, что допрос уже состоялся. В то же время компания Eni US отклонила запросы Казахстана на предоставление дополнительных документов, заявив, что таких материалов не существует.
Компания PSA LLC, представляющая интересы Министерства энергетики Казахстана, подала три запроса на раскрытие информации в Хьюстоне, однако суд удовлетворил их лишь частично.
В ответ на обвинения Казахстана представители Eni заявили, что эти вопросы уже были рассмотрены в Италии, и компанию полностью оправдали.
«Мы уверены, что нет оснований для обвинений против Eni»,заявили в компании.
Ранее сообщалось, что Казахстан проиграл суд на сумму четыре миллиарда долларов инвесторам Кашагана. Дело касалось экологических нарушений — власти настаивали на штрафе за превышение норм хранения серы, но арбитраж поддержал консорциум NCOC, в который входят Eni, Shell, ExxonMobil и TotalEnergies.
Общая стоимость проекта Кашаган составляет 55 миллиардов долларов, однако он сталкивается с задержками, переносами сроков и спорами по ценам. Казахстанские власти считают, что теряют доходы и ведут судебные разбирательства с оператором NCOC. Сумма иска превышает 160 миллиардов долларов и включает упущенную прибыль от добычи нефти, которую, по мнению Казахстана, консорциум не смог обеспечить из-за срывов сроков, технических проблем и постоянных изменений в контракте. Арбитражные разбирательства продолжаются уже несколько лет без ощутимого результата.
В октябре 2024 года стало известно, что NCOC предложил решить другой спор касательно экологических претензий. В обмен на отзыв штрафов и отказ от арбитража инвесторы согласились вложить 110 миллионов долларов в социальные проекты и создать фонд развития. Кроме того, они согласились снизить объемы серы на производственных площадках и поставлять газ Казахстану по сниженным ценам. Однако одним из условий соглашения было требование о внесении изменений в экологическое законодательство Казахстана, что оказалось сложным для властей.