Почему Казахстан за 30 лет не смог стать экспортером нефтепродуктов

Владислав Вислоцкий Эксклюзив
VK X OK WhatsApp Telegram
Почему Казахстан за 30 лет не смог стать экспортером нефтепродуктов

Как сообщалось ранее, на Оренбургском газоперерабатывающем заводе произошла авария из-за атаки БПЛА, что привело к прекращению приема сырья из Карачаганакского месторождения. Ранее также было отмечено, что в 2026 году объем прокачки нефти через КТК может немного сократиться из-за плановых ремонтов на территории Казахстана. Эти события вновь поднимают вопрос: как страна, добывающая в среднем 85-90 млн тонн нефти в год, может испытывать нехватку топлива? Казахстан имеет все возможности для обеспечения внутреннего рынка и экспорта, но ситуация остается сложной. Правительство утвердило «Концепцию развития нефтеперерабатывающей отрасли РК на 2024-2050 годы», в которой планируется строительство нового НПЗ мощностью 10 млн тонн в год в период с 2032 по 2040 год. Однако эксперты сомневаются, что концепция будет реализована.

Согласно официальным данным, Казахстан разрабатывает 295 месторождений с участием 104 нефтегазодобывающих компаний. С 2017 года страна стабильно добывает 85-90 млн тонн нефти в год, из которых перерабатывается 17-18 млн тонн, а 13-15 млн тонн — это нефтепродукты, в основном бензин, дизельное топливо и авиационное горючее. Остальная часть нефти идет на экспорт.

Топлива, производимого на трех крупных НПЗ — Атырауским, Павлодарским и Шымкентским — недостаточно для удовлетворения внутреннего спроса. Казахстан регулярно импортирует небольшие партии дизтоплива и бензина, а также почти треть потребляемого авиатоплива. Все три завода работают на пределе своих возможностей, в то время как спрос на горючее растет.
Для достижения самодостаточности в топливе необходимо увеличить мощности существующих НПЗ и построить хотя бы один новый завод для экспорта нефтепродуктов.

В настоящее время правительство совместно с владельцами Шымкентского НПЗ — национальной компанией «КазМунайГаз» и китайской CNPC — осуществляет проект по удвоению мощностей завода: с 6 до 12 млн тонн в год. Строительство, стоимость которого составляет $6 млрд, планируется завершить к 2030 году. Однако, к тому времени внутренний спрос на топливо также возрастет из-за увеличения числа автомобилей и роста транзитного потока, что может привести к нехватке для экспорта.

Существует также проблема с обеспечением НПЗ сырьем. Нефть поставляется в основном от «КазМунайГаз» и независимых добывающих компаний (НДО). Однако месторождения, разрабатываемые мелкими компаниями, истощаются, и их производство сокращается.

«Обводнение нефти у них достигает 85%. То есть из 100 литров сырья получается только 15 литров чистой нефти, остальное — вода», — отмечает Аскар Исмаилов, эксперт нефтегазовой отрасли.

Кроме того, НДО не могут привлечь инвестиции для поддержания и увеличения добычи, так как вынуждены продавать нефть на внутреннем рынке по ценам на 1.5-2 раза ниже рыночных. Это приводит к снижению доходов.

Чтобы улучшить ситуацию с НДО и сократить нелегальный вывоз топлива, в феврале Министерство энергетики отменило регулирование цен на бензин марки АИ-92. Однако этого недостаточно для улучшения положения частных добывающих компаний.

«Пока прибыль от роста цен на бензин идет в бюджет и сети АЗС, а нефтяники продолжают оставаться в прежних условиях», — добавляет Исмаилов.

По его словам, государство увеличило акцизы на топливо, что продолжает оставлять добывающие компании в убытке.

Тенгизская нефть как решение проблемы

Контракт на разработку Тенгизского месторождения истекает в 2033 году. В данный момент его эксплуатирует ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО), в который входят американские компании Chevron (50%), ExxonMobil (25%), российская Лукойл (5%) и КМГ (20%). Тенгизская нефть в основном идет на экспорт. Однако после истечения контракта можно добиться, чтобы месторождение стало поставлять нефть для казахстанских НПЗ.

«У нас остро стоит вопрос с сырьем для НПЗ. Одним из условий продления контракта может стать обязательство оператора поставлять определенные объемы нефти на внутренний рынок. ТШО, возможно, потеряет в доходах из-за низких внутренних цен, но без тенгизской нефти будет сложно обеспечить НПЗ», — считает Исмаилов.

По его оценкам, к 2033 году добыча на Тенгизе может упасть на 20% от текущих объемов. Если сейчас они достигают 40 млн тонн в год, к 2035 году это число может снизиться до 25-30 млн тонн, из которых ТШО мог бы продавать 5-7 млн тонн на внутреннем рынке.

«В принципе, было бы разумно построить новый завод мощностью 10-12 млн тонн. Если бы Атырауский завод был хотя бы такого же возраста, как Павлодарский и Шымкентский, то риск его остановки был бы значительно ниже», — поясняет эксперт.

Атырауский НПЗ прошел три этапа модернизации с 2003 по 2018 год, но, по словам Исмаилова, это не привело к значительным улучшениям, так как модернизация не означала полной замены оборудования.

«Там установлены новые установки, но старые остались. Первичная переработка ведется на оборудовании, запущенном в 1947 году. Говорить о том, что модернизация решила все проблемы — неправильно», — подчеркивает Исмаилов.

По его мнению, завод можно было бы уже сейчас закрыть и построить новый, чтобы решить экологические проблемы, возникающие из-за его работы, хотя АНПЗ показывает, что выбросы находятся в допустимых пределах.

С другой стороны, если Атырауский НПЗ остановится, это приведет к потере третьей части перерабатывающих мощностей страны, что вызовет нехватку нефтепродуктов и потребует импорта. Поэтому необходимо снизить этот риск, и строительство нового завода мощностью 10-12 млн тонн в год решит эту проблему.

Государство осознало проблему, но не действует

В этом году правительство одобрило «Концепцию развития нефтеперерабатывающей отрасли РК на 2024-2050 годы», в которой прописана необходимость строительства нового НПЗ мощностью 10 млн тонн в год в период с 2032 по 2040 год.

Тем не менее, эксперты считают, что концепция не имеет обязательного характера и не гарантирует реализацию проекта.

«Нужен обязывающий документ, который будет стратегическим планом с четкой ответственностью за его выполнение. Когда документ называется концепцией, он оставляет возможность для изменений, и никакой ответственности не несет. Сегодня мы можем написать, что новый НПЗ нужен, а завтра — что он не нужен», — подчеркивает Исмаилов.

Казахстан мог бы экспортировать нефтепродукты в соседние страны, такие как Кыргызстан, Узбекистан и Афганистан, которые нуждаются в топливе. Поэтому строительство нового НПЗ и экспорт излишков — это необходимая мера.

Эксперт отмечает, что в правительстве наконец-то осознали необходимость нового НПЗ, хотя ранее противились этой идее.

«В последние 3-4 года, когда я поднимал вопрос о необходимости четвертого НПЗ, сталкивался с сопротивлением. Это мнение разделяли как КазМунайГаз, так и Министерство энергетики. Они говорили, что новый НПЗ не нужен, основываясь на заключениях консультантов, таких как Boston Consulting Group и IHS Markit», — рассказывает Исмаилов.

По его мнению, нефтяная отрасль будет постепенно угасать, и мы должны развивать другие сектора экономики, например, транспортный хаб, так как Казахстан расположен на ключевых путях между Западным Китаем и Западной Европой.

Для увеличения грузопотоков через Казахстан необходимо обеспечить достаточное количество топлива, иначе транзитные потоки могут снизиться, и никто не будет заинтересован в использовании наших автотрасс. Поэтому нужен четвертый НПЗ.

Неэффективные инвестиции в модернизацию

В настоящее время Казахстан экспортирует более 70% своей нефти, а около 30% идет на переработку внутри страны. Экспортировать нефтепродукты более выгодно, чем сырую нефть, но для этого необходимо решить ряд ключевых вопросов, считает аналитик Абзал Нарымбетов.

Во-первых, необходимо наладить отношения с инвесторами трех крупных месторождений (Тенгиз, Кашаган и Карачаганак) для покупки нефти по международным ценам (минус транспортные расходы).

Во-вторых, строительство четвертого НПЗ должно финансироваться частными инвесторами, которые будут заинтересованы в продаже нефтепродуктов по рыночным ценам, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

По мнению Нарымбетова, государство и КМГ не должны участвовать в этом процессе.

«Более десяти лет назад было принято решение модернизировать три действующих НПЗ вместо строительства нового. На модернизацию было потрачено около $7 млрд. Хотя мощности трёх НПЗ увеличились, они не могут обеспечить внутренний рынок необходимым объемом топлива», — отмечает эксперт.

По его мнению, эти $7 млрд стоило направить на строительство нового завода. За границей за такие деньги можно создать не только НПЗ, но и крупный нефтехимический комплекс, тогда как в Казахстане реализация любого проекта обходится гораздо дороже.

При этом потребление топлива в стране растет, и дефицит будет увеличиваться. В настоящее время Тенгиз, Кашаган и Карачаганак производят около 70% всей нефти в Казахстане, и эта доля может вырасти до 80%. Необходимо создать рыночные условия, чтобы компании, работающие на этих месторождениях, были заинтересованы в поставках нефти на внутренний рынок, переработке и экспорте нефтепродуктов.

«Мы оказались в такой ситуации из-за неполного перехода на рыночную экономику и недостаточной реализации рыночных механизмов. Мы продаем нефтепродукты на внутреннем рынке с субсидиями, и если начнем экспортировать, на внутреннем рынке возникнет дефицит. Если бы десять лет назад вместо $7 млрд, потраченных на модернизацию трех НПЗ, мы построили четвертый, ситуация была бы иной», — подводит итог эксперт.
VK X OK WhatsApp Telegram

Читайте также:

Нефть и газ

Нефть и газ

Нефть и газ встречаются в основном по границам Ферганской впадины. К настоящему времени известно...

Углеводородные ресурсы

Углеводородные ресурсы

На территории республики обнаружены месторождения каменного угля, газа и нефти. Среди них наиболее...

Республика Казахстан

Республика Казахстан

КАЗАХСТАН. Республика Казахстан Государство в центр, части Евразии. Территория - 2724,9 тыс. км2....

Село Копуро-Базар

Село Копуро-Базар

Стойкие жители Копуро-Базара Село Копуро-Базар расположено в Таласском районе, на южном склоне...

Климат Кыргызстана

Климат Кыргызстана

Природа Кыргызстана Лучшим эликсиром здоровья является природа. Прогулки по живописным лесистым...

Написать номментарий: