
В Гонконге суд признал медиамагната Джимми Лая виновным в сговоре с иностранными силами в рамках закона о национальной безопасности, сообщает Би-би-си.
Судебное разбирательство по делу Лая, который является одним из самых известных критиков китайского режима, длилось почти два года. Основатель продемократических медиа, включая закрытую газету Apple Daily, теперь сталкивается с возможностью пожизненного заключения.
Премьер-министр Великобритании Кир Стармер подчеркнул, что освобождение Лая, британского гражданина, является «приоритетом». Ранее президент США Дональд Трамп обещал сделать все возможное для его спасения.
Сын Лая и правозащитные группы выражают тревогу по поводу ухудшения его здоровья с момента ареста пять лет назад. Критики обвиняют власти в использовании Закона о национальной безопасности для подавления инакомыслия, в то время как Пекин и Гонконг утверждают, что он необходим для обеспечения стабильности.
78-летний Лай, которого одни считают героем, а другие — предателем, стал символом обвинений по спорному закону, введенному в 2020 году в ответ на протесты в Гонконге в 2019 году.
Закон охватывает любые действия, которые Пекин считает подрывными или сепаратистскими, включая участие в протестах. Хотя власти утверждают, что он необходим для поддержания порядка, многие считают, что он фактически запрещает критику.
Лай находится под стражей с декабря 2020 года, и его судьба остается неопределенной. Судебный приговор будет оглашен позже, и ему может быть назначено самое строгое наказание — пожизненное заключение.
Гонконгские власти заявляют, что Лай получил справедливое судебное разбирательство в рамках правовой системы, однако многие критики уверены, что дело иллюстрирует использование этой системы для подавления политических оппонентов.
Семья Лая испытывает серьезные волнения по поводу его здоровья в заключении. В августе этого года его сын Себастьян сообщил Би-би-си, что даже при условии, что его отцу назначат пять лет тюрьмы, это будет «практически равносильно смертной казни».
Лай, ставший одним из самых заметных защитников демократии в Гонконге, утверждает: «Я прирожденный бунтарь», — сказал он в интервью Би-би-си в 2020 году, незадолго до предъявления обвинений.
Путь от нищеты к успеху
Родился в Гуанчжоу в обеспеченной семье, Лай потерял все после прихода к власти коммунистов в 1949 году.
Когда ему было 12, он сбежал из родной деревни, и, став безбилетным пассажиром на рыболовецком судне, попал в Гонконг.
Работая на случайных заработках и занимаясь вязанием в магазине, он самостоятельно выучил английский язык. Постепенно он поднялся с низкооплачиваемой работы до создания успешной бизнес-империи, включая всемирно известный бренд одежды Giordano.
Однако после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году Лай начал новую жизнь как активист за демократию и предприниматель.
Он начал публиковать статьи с критикой жестоких действий властей в ответ на протесты в Пекине и основал издательство, которое стало одним из самых влиятельных в Гонконге.
В ответ на его действия китайские власти угрожали закрыть его магазины на материке, что вынудило его продать компанию и запустить несколько популярных продемократических изданий, включая цифровой журнал Next и газету Apple Daily.
Несмотря на растущее давление со стороны Пекина, Лай продолжал открыто критиковать китайские власти как в своих статьях, так и в публикациях своих медиа.
Он стал символом мужества для многих в Гонконге, которые видят в нем защитника свобод города, но на материке его воспринимают как «предателя», угрожающего национальной безопасности.
В последние годы на его дом и офис были совершены нападения, но угрозы не смогли остановить его активную позицию по вопросам демократии. В 2021 году он дважды арестовывался за участие в незаконных собраниях.
После введения нового закона о национальной безопасности в июне 2020 года Лай заявил, что это стало «смертельным приговором» для Гонконга.
Его экстравагантные действия и откровенные высказывания сделали его известным. В 2021 году он обратился к Дональду Трампу с просьбой о помощи, заявив, что тот «единственный, кто может спасти нас» от китайского влияния. Его газета опубликовала на первой странице письмо с просьбой о помощи к президенту.
Для Лая такие действия были необходимы для защиты города, который стал для него родным и способствовал его успеху. Он однажды сказал: «Я приехал сюда ни с чем, свобода этого места дала мне всё… Возможно, пришло время отплатить за эту свободу, борясь за неё».
С 2020 года Лай столкнулся с множеством обвинений, включая незаконное собрание и мошенничество.
Судебное дело Лая стало предметом международного внимания, и правозащитные организации, а также иностранные правительства призывают к его освобождению.
Себастьян Лай много путешествует по миру, выступая с осуждением ареста своего отца и заявляя о «поражениях, которые Гонконг понес за свои добродетели».
«Мой отец находится в тюрьме за правду, которую он говорит, за мужество в своем сердце и за свободу в душе», — отметил он.