
В 2024 году президент подписал указ, который присвоил звание «Отцы-основатели современной кыргызской государственности» пяти выдающимся личностям, среди которых были Абдыкадыр Орозбеков, Иманалы Айдарбеков, Абдыкерим Сыдыков, Жусуп Абдрахманов и Ишеналы Арабаев.
Садыр Жапаров также отметил важность проведения мероприятий в их честь, подчеркивая, что каждый гражданин должен чтить их память как священный долг.
Редакция 24.kg продолжает рассказывать о великих соотечественниках, опираясь на воспоминания их потомков.
Абдыкадыр Орозбеков, будучи сиротой и батраком, не имел образования и не происходил из знатного рода. Его жизнь началась с тяжелого труда на хлопковых полях и в хлебопекарнях. Революция 1917 года позволила ему стать на путь, который привел к руководству республикой на протяжении 12 лет, впоследствии став жертвой жестокой коммунистической системы.
Первый президент Кыргызской Республики, Абдыкадыр Орозбеков, долгое время оставался в тени, его имя было забыто. Однако благодаря усилиям историков и его потомков, память о нем возвращается.
Свою историю о деде рассказывает его внучка, Юлдусхан Уразбекова.

От сироты до революционера
«Дедушка родился в 1889 году в селе Охна, ныне носящем его имя. Его детство было полным лишений; он рано потерял родителей и стал сиротой. Чтобы прокормить себя, работал на разных работах у баев, включая пастушество и выпекание лепешек. Его жизнь была невероятно сложной», — рассказывает внучка.
По её словам, несмотря на отсутствие формального образования, Абдыкадыр проявлял любознательность и силу духа. В Фергане, где находились русские войска, он научился говорить на русском, а позднее освоил узбекский и таджикский языки.
Его умение находить общий язык с разными людьми стало одной из главных черт характера Абдыкадыра Орозбекова.
Тяжелые испытания и социальная несправедливость закалили его волю.
«Он работал в хлебопекарне по 12-14 часов без выходных, — говорит внучка. — Когда он выступил за соблюдение восьмичасового рабочего дня, его даже арестовали. Однако рабочего класса поддержали его, и он был освобожден».
Революция 1917 года стала для него возможностью изменить мир к лучшему, где люди, подобные ему, не будут угнетены.

В 1918 году он вступил в Ферганскую группу большевиков и стал членом Коммунистической партии, активно участвуя в борьбе. В 1919 году, когда на юге страны разразилась война с басмачами, он возглавил местную Красную гвардию.
«Он был не только командиром, но и дипломатом, — подчеркивает Юлдусхан. — Дед понимал, что среди басмачей есть не только контрреволюционеры, но и патриоты, обманутые обстоятельствами. Он пытался привлечь их на сторону советской власти, а тем, кто не поддавался убеждению, советовал покинуть страну, чтобы избежать расстрела».
Политическая карьера
После победы советской власти политическая карьера Орозбекова стремительно развивалась. Его опыт работы с людьми и знание нужд простого народа стали крайне востребованными. Он занимал должности председателя Чемионского ревкома, заместителя председателя Уч-Курганского райисполкома и председателя Мархаматского райисполкома, а также курировал земельную реформу.



Важным моментом в его карьере стал 1924 год, когда он подписал предложение о создании Кара-Киргизской автономной области в составе РСФСР. Этот документ был подготовлен видными кыргызскими деятелями.
Предыдущее предложение, сделанное Абдыкеримом Сыдыковым, не было подписано Иосифом Сталиным.
«Это было судьбоносное решение, — говорит Юлдусхан. — Некоторые предлагали войти в состав Казахской ССР, но дед настаивал на прямом подчинении России, что, как мы видим на примере Каракалпакстана, было верным выбором для будущего суверенитета».
В марте 1925 года он был избран ответственным секретарем Окружкома ВКП(б) на окружной конференции, а на первом областном съезде Советов Киргизской автономной области стал председателем облисполкома и делегатом Всероссийского съезда советов, где вошёл в состав ЦИК СССР и стал членом Совета и бюджетной комиссии.
На первом Всекиргизском съезде Советов в 1926 году Орозбеков был избран председателем центрального исполнительного комитета Киргизской АССР и занимал этот пост до 1937 года, когда республика стала полноценной союзной республикой в составе СССР.

В 1927 году он прошел курсы партийно-советского строительства в Ташкенте.
Достижения в истории
За годы его работы были определены границы с соседними государствами и принята первая Конституция. Промышленное производство увеличилось в 7 раз, а урожай зерна — в 4 раза. Уровень грамотности населения достиг почти 70%. Были построены десятки заводов, открыты театры и учебные заведения.
Одним из главных достижений Орозбекова стало объединение разрозненных этнокультурных территорий кыргызов в единое территориально-административное устройство.
Также он активно способствовал развитию социально-экономической и культурной жизни республики. Например, в те времена населенные пункты Кызыл-Кия, Караван и Уч-Коргон принадлежали Ферганскому уезду, но ему удалось вернуть их в Ошский уезд после долгих переговоров со Сталиным.
В 1930-1931 годах Абдыкадыр Орозбеков возглавлял Центральную комиссию по разработке нового кыргызского алфавита и фонд имени Ленина по помощи беспризорным детям.
Во время выполнения плана хлебозаготовок на Иссык-Куле, увидев, что вагоны переполнены, он поинтересовался, что в них. Как оказалось, зерно отправлялось в общесоюзный фонд.
Он распорядился оставить пшеницу для северных районов, тем самым спасая людей от голода в 1930 году.
Насвай и Сталин
«Мой отец, Узгарыш Уразбеков, помнил своего отца как строгого, но гостеприимного человека, — делится Юлдусхан. — Если к ним в село приезжали родственники, он всегда их принимал, хотя в те времена уже были гостиницы. Говорил: "Мой дом — ваш дом". Однажды русская домработница, с которой я позже встретилась, рассказывала, что он был строгим и хозяйственным, но при этом очень добрым и великодушным.
Мой отец вспоминает, что дед всегда был высоким, крепким и выносливым. Он часто уходил рано утром и возвращался поздно ночью. Лишь однажды он пришел в школу к сыну, чтобы узнать, как тот учится. Но, увидев деда, мой отец так испугался, что спрыгнул со второго этажа и сбежал. Дед был строгим, и сын очень его уважал».
О его простоте и прямоте ходили легенды, — смеется внучка. — Дед использовал насвай. Однажды, на заседании в Москве, неожиданно появился Иосиф Сталин. Дед растерялся и спрятал насвай под ковер. После этого НКВД проводило экспертизу, пытаясь выяснить, что это за вещество. На следующем заседании Сталин, усмехнувшись, сказал деду: "Ты тут какой-то подарок оставил, а мы потом разбирались".
Трагедия 1937 года
В 1937 году в Кыргызстане начался «большой террор». Орозбеков, как и многие его товарищи — Жусуп Абдрахманов, Баялы Исакеев, и другие, оказался в опасности.
5 сентября 1937 года из Москвы пришла телеграмма с подписью Иосифа Сталина, в которой санкционировался арест председателя ЦИК Киргизской ССР Абдыкадыра Орозбекова.
20 сентября 1937 года стал роковым днем.
«Когда чон ата выходил из дома, навстречу ему выбежал сын, мой отец Узгарыш. Ему было всего 9 лет, — с болью рассказывает Юлдусхан. — Дедушка положил руку на плечо сына и сказал: "Ты уже взрослый. Я сейчас схожу в НКВД, объясню им, что всю жизнь отдал советской власти и никакой антисоветской деятельностью не занимался". Это была их последняя встреча».
Дом семьи находился напротив здания НКВД. Он вошел внутрь и больше не вышел.

Начались месяцы ужасных пыток. Ему инкриминировали контрреволюционную деятельность и участие в «Социал-Туранской партии».
Из него выбивали признания. Однако дед был истинным патриотом, он не подписал протокол и не оговорил никого, несмотря на ужасные пытки.
Юлдусхан Уразбекова
Его пытали до тех пор, пока у него не осталось ни одного зуба и ногтя. Когда он терял сознание, его обливали холодной водой и продолжали мучить. Однажды, не выдержав, он вырвал стул и ударил следователя. После этого пытки стали ещё более жестокими.
В мае 1938 года, в возрасте 49 лет, Абдыкадыр Орозбеков, которого называли аксакалом за его мудрость и stature, скончался в тюремной больнице НКВД. Место его захоронения до сих пор остается неизвестным.
Многие ошибочно считают, что моего деда расстреляли вместе с другими отцами-основателями и что он похоронен в «Ата-Бейите». Это не так. Он умер в больнице после чудовищных пыток.
Юлдусхан Уразбекова
«Существует вероятность, что он похоронен на Ала-Арчинском кладбище. Туда уже выезжали специалисты и историки. Сейчас нужны деньги для исследования, так как в яме было 70-80 тел. Было бы хорошо установить точное место захоронения дедушки», — добавляет Юлдусхан Уразбекова.
Клеймо врага народа
Юлдусхан говорит, что с 20 сентября 1937 года жизнь ее отца тоже сильно изменилась.
«У Абдыкадыра Орозбекова было две жены. От первой, Хавахан Ахуновой, остались двое детей — Эркингуль Уразбекова и сын Узгарыш Уразбеков. От второй, Адалят Байматовой, был сын Кемель Уразбеков. Им дали всего месяц, чтобы освободить дом. Все имущество конфисковали», — вспоминает она отцовские рассказы.

В школе одноклассники моего отца узнали, чей он сын, и отказались учиться с ним, называя его "сыном врага народа". Его сестру Эркингуль также травили.
Юлдусхан Уразбекова
Девочка даже ударила одного мальчика в ответ на издевательства. К счастью, директор школы, оказавшаяся мудрой и смелой, сказала, что дети не отвечают за своих родителей.
Дети остались фактически на улице, их матери начали новую жизнь. Младший брат деда принял сына и дочь под свою опеку.
Кстати, Абдыкадыр Орозбеков, предвидя "красный террор" в Москве и Ленинграде, пытался найти детский дом, понимая, что его дети могут стать беспризорниками. Но пока он был жив, так и не решился отправить их в приют.
«Когда мой отец был подростком, он пошел получать паспорт. Секретарь выписывала ему документ, когда подошел лейтенант и, услышав, кто он, выкинул все бумаги в окно. В тот момент на улице шёл дождь, и документы намокли, поэтому он так и не смог получить паспорт», — рассказывает Юлдусхан Уразбекова.
Чтобы выжить, мой отец был вынужден взять фамилию дяди — Умурзаков. Только так, с чужой фамилией и без документов, он смог пережить тоталитарный режим.
В 21 год он устроился работать в горно-спасательный отряд, где проработал несколько лет. Начальник, Черников, однажды подошел к нему и сказал: «Ты, оказывается, сын Орозбекова. Мне поступил приказ уволить тебя в течение 24 часов. Я не имел права, но прости, у меня нет другого выхода», — и его уволили.
Вот к чему приводит тоталитарный режим: дети "врагов народа" не могли нормально жить, учиться и работать.
Без документов отцу и его сестре пришлось уехать в Узбекистан. Ему было 26 лет. В Ташкенте он пытался учиться в вечерней школе, но не закончил, поскольку совмещать учебу и работу было очень трудно», — добавила Юлдусхан Уразбекова.
Цена жизни
Имя Абдыкадыра Орозбекова было реабилитировано в 1956 году, посмертно. Его семье была выплачена компенсация в размере 60 тысяч рублей.
Отец встретился с первым секретарем Исхаком Раззаковым, который тепло его принял и отметил, что мой отец — сын уважаемого человека, пригласив его жить во Фрунзе и обещав предоставить квартиру.
Однако мой отец отказался и вернулся в Ташкент, где осталась его родня. Они прожили в Узбекистане до 1966 года, потом переехали в Ош.
Я родилась в Кызыл-Кие, а моя младшая сестра появилась на свет в 1956 году в Узбекистане.
«Моя тетя Эркингуль Уразбекова всю жизнь проработала в торговой системе и была награждена орденом Трудового Красного Знамени», — рассказала Юлдусхан Уразбекова.
«В 1996 году наша семья из Оша переехала в Бишкек», — добавила она.
«Я устроилась на работу в Минсельхоз и сразу пошла в Генпрокуратуру. Мне только на один день для ознакомления дали документы, подтверждающие, что Орозбеков действительно был председателем ЦИК и репрессирован, а в 1956 году реабилитирован и с него сняли все обвинения.
Потом я обратилась в правительство с просьбой предоставить нам квартиру. Там думали, что у Орозбекова нет потомков. Даже когда открывали бюст моему деду на аллее возле Исторического музея, меня не пригласили, так как не знали, где меня искать. Помню слова коллеги: "Ты сидишь на работе, а твоему деду памятник открывают..."
А отца, который жил в Воронцовке, пригласили. В тот день мы встретились с потомками Жусупа Абдрахманова, Баялы Исакеева и других.

Возвращение имени
Только в независимом Кыргызстане началось полное восстановление исторической справедливости. В настоящее время одна из центральных улиц Бишкека, его родное село и школа носят имя Абдыкадыра Орозбекова. В декабре 2024 года ему посмертно присвоили высшее звание «Кыргыз Республикасынын Баатыры» (Герой Кыргызской Республики).
«Сейчас, благодаря правительству и президенту, началось изучение истории отцов-основателей. Период с 1925 по 1937 годы был белым пятном в истории Кыргызстана, так как о Орозбекове не было никакой информации.
К 100-летнему юбилею был открыт музей в Пульгоне, где хранятся его личные вещи. К 120-летию вышла книга, посвященная деду, в родном селе строится дом-музей.


К слову, в личном листке деда указано, что он — Абдукадыр Уразбеков. С этой фамилией он работал, возглавлял государство и с этой фамилией он ушёл из жизни в больнице НКВД. Мы носим эту фамилию», — говорит Юлдусхан Уразбекова.
«В 1980-х годах, когда улицу в Бишкеке переименовали, дедушку стали называть Абдыкадыром Орозбековым вместо Уразбекова», — добавляет она.
За установление советской власти в Ферганской долине Абдыкадыр Орозбеков был награжден «Золотым знаком» Туркестанской республики в 1924 году. 3 мая 1932 года он получил орден Трудового Красного Знамени Узбекской ССР за достижения в развитии республики.
Посмертно Орозбекова наградили орденом «Шумкар», который был передан его внучке 20 февраля 2025 года.
История Абдыкадыра Орозбекова — это не просто биография. Это трагическая сага о том, как простой человек из народа смог создать государство, и как бесчеловечная система могла уничтожить своего же создателя. Это урок о силе духа, верности принципам и о памяти, которая, несмотря на временные испытания, все же преодолевает забвение.
