30 декабря 1944 года премьера балета «Чолпон»

Рождение балета «Чолпон»
...Народной фантазией рождено немало чудесных сказок о любви, перед которой бессильны любые преграды. Одна из таких киргизских сказок инсценирована в балете «Чолпон». Её записал Отунчу Сарбагишев со слов старика-колхозника в Таласе.
Именем «Чолпон» киргизы называют утреннюю звезду, сияющую на рассветном небе. Мы заговорили об этом потому, что нам кажется символическим название балета «Чолпон», который стал своего рода восходом профессионального киргизского балета. Именно в этом балете была сделана по-настоящему серьезная попытка соединить национальные элементы с классическим танцем. Но это произошло не сразу. Потребовалось почти полтора десятка лет, три редакции, пока балет приобрел свой современный законченный вид. Но обратимся к истории.
8 ноября 1942 года, в годовщину празднования XXV-летия Великой Октябрьской социалистической революции, состоялась премьера оперы М. Р. Раухвергера «Кокуль». Одним из авторов либретто оперы был Отунчу Сарбагишев — молодой режиссер и драматург, человек большого творческого темперамента. После премьеры О. Сарбагишев предложил М. Раухвергеру новый замысел — о девушке из народа, пронесшей свою любовь незапятнанной через все преграды и одержавшей победу над темными силами. Как писал впоследствии композитор, его «увлекла основная идея произведения — торжество светлых сил над силами тьмы, победа свободолюбивых устремлений положительных героев балета».
В трудные годы Великой Отечественной войны М. Раухвергер начал работу над балетом «Чолпон». Перед композитором, взявшимся за создание национального балета, встало немало трудностей: театр не располагал опытными кадрами артистов балета, да и сам композитор не имел опыта работы в балетном жанре. Однако воодушевление было так велико, что он не отступил перед трудностями. М. Раухвергер совместно с О. Сарбагишевым, балетмейстером К. Крамаревским и художником Я. 3. Штоффером тщательно разрабатывал либретто, искал средства, которые бы ярко выразили основное содержание балета.
Работа над музыкой полностью захватила композитора. «Я чувствовал,—вспоминает он,—- нечто вроде одержимости: я уже не мог избавиться от мыслей о балете. Я ловил себя на том, что, идя по улице, думаю над музыкальным номером, который у меня сейчас в работе».
В эту пору М. Раухвергер уже достаточно ясно представлял себе не только исполнительскую манеру народных музыкантов, но и характерные собенности киргизской музыки — её ладовый строй, специфические интонации. У него были самостоятельные записи десятков киргизских песен, исполнявшихся народными певцами, комузчи, речитативов манасчи. «Киргизская народная музыка сразу очаровала меня своей лирической теплотой, задушевностью и какой-то необыкновенной скромностью»,— признается композитор.
Если говорить об источниках профессиональной киргизской музыки, то она, «естественно, основывается на народных интонациях,— высказывается М.Раухвергер.— Вместе с тем в ней используется опыт русской и мировой классики». Подтверждением может служить музыка балета «Чолпон», в которой мелодии напоминают нежные наигрыши на темир-комузе (например, лирический танец Чолпон в первой картине) или свободно льющиеся напевы комуза (дуэты Чолпон и Нурдина). В то же время влияние русской классики чувствуется в необычных сочетаниях инструментов, использовании классических музыкальных форм в виде дуэтов, адажио, вальса и т. п.
Как указывалось выше, сюжет балета «Анар» в процессе работы над ним не подвергся переработке, «Чолпон» же испытал коренные изменения в сюжете, музыке, характере постановки.
Впервые зритель увидел на сцене «Чолпон» 30 декабря 1944 года. Для киргизского балетного театра этот спектакль был счастливой находкой. До сих пор он является украшением репертуара. И в то же время все эти годы шла напряженная работа над его совершенствованием.
Одноактный балет В. Власова и В. Фере «Селькинчек»