Растущий профессионализм кыргызских артистов в балете

Предпосылки для дальнейшего развития нового вида театрального искусства - балета.
Когда родился киргизский профессиональный театр, для него не существовало вопроса — принимать или не принимать реализм. С самого начала становления киргизского театра в нем развивалась плодотворная линия реализма. Основные черты его— изображение жизни в ее непрестанном движении, народность и партийность, патриотизм и гуманизм, национальная специфика — стали основополагающими как для рождения национальных спектаклей, так и для воплощения на киргизской сцене произведений советской драматургии, русской и мировой классики.
Благодаря постановкам в киргизском драматическом, оперном, балетном театрах произведений советской драматургии, русской и мировой классики стали возможны те успехи, которые характеризуют в целом состояние современного профессионального киргизского искусства.
В полной мере это относится к киргизскому балетному театру. Уже после постановки «Анар», для закрепления и дальнейшего развития реалистических принципов, на основе которых рождался первенец киргизского балета, театр поставил «Коппелию», «Лауренсию», «Волшебную флейту». Обращение к этим балетам вызывалось не просто потребностью поставить очередную премьеру. Для молодого театра существовала необходимость скорейшего овладения профессиональным мастерством. В этом смысле балеты, к которым обратился киргизский театр, представляли собой школу для воспитания будущих профессиональных артистов. В этих спектаклях были отдельные успешно решенные партии, но в целом и они не обладали особенными достоинствами.
Между постановкой «Волшебной флейты» и следующим спектаклем — «Раймондой» А. Глазунова (1947 г.) прошло четыре года. На первый взгляд кажется, что в те годы театр ослабил работу над формированием балетного репертуара. Но это было далеко не так. В этот период в коллективе театра работали все учащиеся Ленинградского хореографического училища, возвратившиеся в связи с войной во Фрунзе (одновременно они продолжали учебу во Фрунзенском училище). Выступая в тогда ещё немногих балетных и оперных спектаклях, молодые артисты киргизского балета создавали предпосылки для дальнейшего развития нового вида театрального искусства, каким в то время был балет.
В «Раймонде» зрители впервые по-настоящему ощутили растущий профессионализм молодых артистов.
Балет А. К. Глазунова имеет богатую сценическую историю. Но мистический сюжет старого либретто (Л. Пашковой и М. Петипа) не мог удовлетворить современного зрителя. Новый вариант создали балетмейстеры киргизского балетного театра В. Козлов и дирижер В. Чернов. Прежде всего они изменили сюжетную канву. В старом либретто арабский вождь Абдерахман силой пытается овладеть покорившей его воображение Раймондой. В новом Абдерахман наделен благородством и этим завоевывает сердце девушки, в то время как её жених, венгерский рыцарь Стефан, изображен коварным, бессердечным, жестоким.

Авторы либретто заострили характеристики героев, устранили длинноты. Это, конечно, благотворно сказалось на спектакле киргизского театра. Но «Раймонда» — балет классический, с множеством трудных вариаций, требующих отточенной техники. Взявшись за его осуществление, постановщик В. Козлов решил готовить балетную труппу к освоению классического стиля, для чего балет Глазунова представлял благодарный материал. И надо сказать, что балетный коллектив успешно справился с этой задачей.
Овладение сложными формами классического танца особенно ярко проявилось в таких сценах спектакля, как вариации Раймонды, большое адажио Раймонды и Стефана, фантастический вальс, адажио Раймонды и Абдерахмана.
Большое место в спектакле заняли не только классические, но и жанровые, бытовые и характерные танцы, из которых особенно удачными были чардаш, романеска девушек и пажей и сарацинский танец (последний был особенно впечатляющим в исполнении К. Мадемиловой, С. Максютовой и III. Гафарова).
Однако при всех положительных качествах спектакля еще нельзя было назвать его совершенным. Высокий уровень характеризовал отдельные сцены и танцы, но не весь спектакль. К тому же «отсутствие стержневого действенного танца от первого до последнего акта создало в балете дивертисмент, отдельные номера были механически связаны между собой» .
Тем не менее, если оценивать постановку балета «Раймонда» с точки зрения накопления опыта, то он «сыграл значительную роль в развитии классических принципов киргизской балетной труппы» . К этому следует добавить, что немало усилий потребовала работа над техникой кордебалета — это было необходимо, чтобы сгладить контраст между исполнительским мастерством сольных и массовых танцев. И можно сказать, что каждая новая постановка укрепляла творческие позиции кордебалета.
Танец - как органический компонент киргизской оперы