Тяжелое положение со снабжением электроэнергией в первый период ВОВ в Киргизии

12 сентября 1941 г. СНК Киргизской ССР установил новую норму жилплощади в городах — 5 кв. м вместо принятых ранее 8, 25 кв. м. Это дало возможность разместить только во Фрунзе в порядке уплотнения 1 200 семей эвакуированных и военнослужащих. Наряду с этим повсеместно строились жилые дома упрощенного типа — бараки, общежития, полуземлянки. Рабочим и служащим перебазированных предприятий предоставлялись долгосрочные кредиты на индивидуальное жилищное строительство. За годы войны в республике было построено всего 12 тыс. и отремонтировано 57 тыс. квартир. Кроме того, 4, 5 тыс. рабочих предоставлены бараки-общежития.
Эвакуированные граждане рука об руку с трудящимися Киргизии высокопроизводительным трудом укрепляли мощь Красной Армии во имя грядущей победы над врагом. Позже, вот что писали об этих памятных днях Краснодарский крайком ВКП (б) и крайисполком в адрес ЦК КП (б) Киргизии: «Братскую помощь со стороны Киргизии в период временной оккупации Краснодарского края большевики Кубани никогда не забудут. В вашей республике многие граждане нашего края нашли себе приют и работу... Это еще раз свидетельствует о том, что братская дружба народов СССР является крепкой гарантией того, что фашистская банда, напавшая на наш Советский Союз, будет разгромлена и выгнана из пределов нашей священной советской земли»
Энергосистема Киргизии во время ВОВ
Первый период войны, и особенно 1942 г., явился самым трудным в обеспечении возросших потребностей промышленности в электроэнергии. Действующие энергосистемы Киргизии еще в мирное время не удовлетворяли нужды народного хозяйства республики. Введение в действие эвакуированных предприятий, налаживание на многих из них двух- и трехсменной работы, задачи дальнейшего расширения военного производства требовали резкого повышения выработки электроэнергии. Уже к началу 1942 г. потребность в ней была настолько велика, что, несмотря на интенсивную нагрузку агрегатов действующих электростанций и сетевого хозяйства, из-за необеспеченности энергоресурсами отдельные промышленные предприятия республики простаивали часами, сутками и даже неделями.
Особенно тяжелое положение со снабжением электроэнергией сложилось во Фрунзенском промышленном узле. На апрель 1942 г. потребность в электроэнергии только одних эвакуированных предприятий выражалась в 3 226 квт. ч, а всей промышленности г. Фрунзе — в 5 642 квт. ч. Помимо этого, для удовлетворения нужд воинских частей, госпиталей, лечебных учреждений и учебных заведений необходимо было не менее 1780 квт. ч. Таким образом, общая потребность по городу составляла 7 422 квт. ч. Существующие дизельные электростанции № 1 и 2, Малая Аламединская ГЭС были крайне слабы и работали с большими перебоями вследствие изношенности оборудования, отсутствия запасных частей, материалов и вырабатывали всего 2 860 кВт. ч, что не могло удовлетворить даже потребности размещенных во Фрунзе эвакуированных предприятий.
Для преодоления трудностей принимались чрезвычайные меры. Правительством республики был установлен лимит на потребление и распределение электроэнергии. До минимума ограничивалось использование ее населением.
Например, отпуск электроэнергии на бытовые нужды трудящимся г. Фрунзе в марте 1942 г. составлял всего 38 кВт, а на освещение города—15 кВт. Повсюду был установлен строжайший контроль за расходованием электроэнергии.
Тресту ФОГЭС (Фрунзенское объединение государственных электростанций) было предоставлено право наложения штрафа на руководителей предприятий и потребителей электроэнергии за нарушение установленных норм расходования в размере от 100 до 5000 руб. Вся мощность действующих энергосистем была направлена на обеспечение промышленных предприятий, выполнявших заказы фронта.
Однако и эти меры не могли обеспечить бесперебойную работу заводов и фабрик. Только на сельмашзаводе им. Фрунзе простои из-за отсутствия электроэнергии в январе 1942 г. составляли: 7-го — 3 ч. 10 мин., 14-го — 5 ч. 20 мин., 30-го —г-6 час. 25 мин., 31-го — 2 час. 30 мин. Кроме того, в этом же месяце ФОГЭС не додал заводу 50% электроэнергии. В результате общие потери рабочего времени в январе 1942 г. составили 7812 станко-часов.
Еще более велики были простои на предприятиях легкой, текстильной и местной промышленности. Так, на Фрунзенской суконной фабрике простои за 1942 г., вызванные отсутствием электроэнергии, составляли по аппаратурному цеху 172 рабочих дня, или 55, 3% к годовому бюджету рабочего времени, по прядильному — 40, 5, ткацкому — 49, 9%.
Прием, размещение и трудоустройство эваконаселения в Киргизии