Маловодье в Кыргызстане: ледники тают, урожаи падают, свет экономят

Сергей Гармаш Общество
VK X OK WhatsApp Telegram
Кыргызстан сталкивается с неожиданным кризисом водоснабжения. По прогнозам экспертов, ожидался выход из маловодного цикла в 2025 году, но, как оказалось, ситуация лишь ухудшилась, и маловодье стало более выраженным.

Ужасающая скорость таяния ледников и снижение уровня воды в Токтогульском водохранилище вынуждают государственные учреждения экономить электроэнергию, а фермеров — обращаться к молитвам.

Специалисты в области агрономии и гляциологии рассказали 24.kg о том, почему весенний период в Кыргызстане теперь длится всего неделю и как 0,7 миллиметра осадков в октябре повлияли на необходимость нулевой ставки на капельное орошение.

Частота засухи

Долгое время говорилось о изменениях в гидрологическом цикле Кыргызстана. Как заявил заместитель председателя кабинета министров Эдиль Байсалов, ожидалось, что в этом году мы выйдем из маловодного периода, но он только усилился.

По словам Алмазбека Сокеев, экс-руководителя Государственного агентства водных ресурсов, ранее маловодный период длился около 12 лет, затем сократился до шести лет.

После маловодья 2020 года эксперты предполагали, что повторение произойдет только в 2026 году.
«Тем не менее, 2021 год оказался крайне трудным, а в 2023 году ситуация еще ухудшилась. Изменения происходят не только по годам, но и по месяцам. В результате мы наблюдаем, что циклы маловодья и многоводья проявляются через год», — пояснил он.

Алинур Ниязов, специалист в области сельского хозяйства, подтвердил, что в последние пять лет маловодье в Кыргызстане наблюдается ежегодно — в 2021, 2023 и 2025 годах, и предсказать дальнейшую ситуацию становится все сложнее.

Глобальное потепление и его последствия

Для анализа цикличности маловодного периода, по словам гляциолога Гулбары Оморовой, необходимы обширные данные мониторинга.

«К сожалению, мы сталкиваемся с нехваткой данных, приборов и финансирования. Например, в Чуйской области мы наблюдаем только три ледника, когда нужно как минимум десять. Центральноазиатский институт прикладных исследований Земли изучает ледники Голубина и Абрамова. Тянь-Шанский высокогорный научный центр ведет мониторинг Кара-Баткакского ледника в Иссык-Кульской области, но на юге страны, в Таласе и Баткене, наблюдения почти отсутствуют», — отметила она в разговоре с 24.kg.

Гулбара Оморовая также обратила внимание на проблему таяния ледников.

Ледники значительно сократились в объеме и теперь дают резкий, но короткий пик стока летом.
Согласно ее наблюдениям, осадки с января по март были ниже нормы на 30-40 процентов, особенно в Чуйской и Нарынской областях, а в апреле и мае наблюдалась засуха, что привело к нехватке влаги почти на 50 процентов.

«Весной 2025 года практически не было паводков — снег накопился в малом количестве и растаял на две-три недели раньше обычного. Фермеры фактически пропустили весеннее снеготаяние, — отметила она. — Летом, когда мы посетили ледники в Чуйской области, мы заметили их интенсивное таяние и отсутствие значительного накопления снега в зоне аккумуляции.

Теперь, когда на леднике Адыгене наблюдается 4-5 крупных потоков талой воды, возникает вопрос: почему при максимальном таянии так мало воды? Лед тает быстро, но вода также быстро уходит по руслу в соседние страны. Кроме того, в жару увеличивается испарение и потребление воды. Осень 2025 года оказалась одной из самых сухих за последние годы, что стало причиной маловодья и низкого уровня рек, а также минимального наполнения Токтогульского водохранилища», — добавила она.

Гулбара Оморовая подчеркнула, что глобальное потепление и изменение климата усугубляют проблему маловодья в Кыргызстане. Повышение температуры ускоряет таяние ледников, снижает накопление снега зимой и нарушает режим речных стоков.

Цикл сокращается, однако предсказать его точную цикличность сложно.
На вопрос, какие ледники в Кыргызстане тают быстрее всего, гляциолог отметила, что именно в Таласе наблюдаются самые сильные деградации: «Осадков в этом регионе стало меньше, ледники стремительно отступают. Это заметно и без глубокого мониторинга. В мае, когда мы побывали в Таласе, многие фермеры ожидали воду и не смогли посеять фасоль, так как снег растаял еще в апреле».

Гулбара добавила, что ледники также питают грунтовые воды, что является еще одной ключевой проблемой. По ее мнению, необходимо усилить мониторинг ледников и уделить внимание научным исследованиям.

Отсутствие снега — отсутствие хлеба

Засушливый климат особенно негативно сказывается на сельском хозяйстве: посевы страдают, урожайность падает, а цены растут.

По словам эксперта Алинура Ниязова, в стране имеется 1 миллион 287 тысяч гектаров пахотных земель, из которых 492 тысячи гектаров являются богарными (без искусственного орошения), где в основном выращиваются зерновые и многолетние травы.
Эти земли являются основой продовольственной безопасности по зерну, особенно пшеницы. 
«В настоящее время Кыргызстану требуется около 850-900 тысяч тонн продовольственной пшеницы для производства муки. Мы производим лишь 550-600 тысяч тонн, и большая часть этого зерна не пригодна для муки из-за низкого содержания клейковины. Поэтому оно в основном идет на корм, а страна вынуждена импортировать зерно из Казахстана и России», — сообщил он 24.kg.

Для обеспечения продовольственной безопасности в условиях изменения климата и нестабильности осадков специалисты рекомендуют переход на озимые культуры.
«Весны у нас практически нет, мы сразу переходим в лето, что значительно сокращает вегетационный период. Яровые культуры испытывают сильный климатический стресс и сталкиваются с весенне-летней засухой. Это приводит к низким урожаям на богаре. Поэтому еще с советских времен агрономы рекомендовали сеять озимые. Это позволяет эффективно использовать осеннюю, зимнюю и ранневесеннюю влагу, а снег служит «естественным одеялом». Урожай озимых всегда выше, чем у яровых», — отметил Алинур Ниязов.

Такого мнения придерживается и Министерство водных ресурсов и сельского хозяйства. Но почему фермеры не следуют этим рекомендациям? Проблема заключается в том, что для пахоты требуется глубокая обработка почвы. В условиях недостатка осадков земля пересыхает, при вспашке образуются большие комки, что усложняет процесс боронования и посева. Поэтому фермеры ждут осадков, которые обычно приходят в ноябре.
Читайте по теме Нехватка моркови. В Минсельхозе надеются на второй урожай

«В ноябре все пытаются обработать землю, но техника перегружена, и люди просто не успевают. По нашим наблюдениям, лишь 15 процентов фермеров успевают посеять озимые, и это в основном те, у кого есть собственная техника. В этом году никто не смог посеять — осадков до сих пор нет. По данным сайта «Погода и климат», в октябре прошлого года выпало около 50 миллиметров осадков, а в этом году — всего 0,7 миллиметра, что в 70 раз меньше», — добавил Алинур Ниязов.

В такой ситуации выходом может стать технология прямого посева, при которой специализированная сеялка закладывает семена в неподготовленную почву, одновременно внося удобрения. Это позволяет избежать пахоты и боронования, а также не ждать дождей.

Такой подход значительно увеличивает окно для сева и позволяет максимально эффективно использовать имеющуюся влагу, особенно в условиях богарного земледелия.
«Если традиционные фермеры до сих пор ничего не посеяли, то мы уже обработали 3,2 тысячи гектаров. Конечно, это немного, но у нас ограниченные ресурсы и недостаток техники, всего 20 таких сеялок, — отметил Алинур Ниязов. — Мы делаем акцент на качестве продукции. При создании каждой нашей машино-тракторной станции открываем револьверные фонды, которые ежегодно финансируют закупку высококачественных, засухоустойчивых и морозостойких семян пшеницы высшей категории, обеспечивающих высокий урожай и качество».

Обучение экономии воды

Туратбек Идрисов, начальник управления по растениеводству, садоводству и кооперации Министерства водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, сообщил 24.kg, что в рамках адаптации к изменению климата проводятся испытания семян засухоустойчивых и жаростойких растений.

В 2025 году, например, была подписана дорожная карта с российским центром зерна имени Лукьяненко.

В октябре на сайте центра сообщалось о создании первого питомника гибридизации для вывода новых сортов озимой пшеницы российской селекции в Кыргызстане.

В рамках меморандума о сотрудничестве центр предоставляет восемь новых сортов озимой пшеницы и один сорт озимой тритикале (гибрид пшеницы и ржи), которые станут основой для дальнейшей гибридизации.

Эти новые сорта будут устойчивыми, урожайными и максимально адаптированными к изменяющимся климатическим условиям и особенностям почв Кыргызстана.
По словам Туратбека Идрисова, в республике также испытываются семена масличных культур, завезенные из США и Европы.

Он добавил, что в Кыргызстане все активнее внедряются технологии капельного орошения и дождевального полива.

«Фермеры могут получить льготные кредиты на покупку дождевальных машин и оборудования для капельного орошения. В 2026 году, если Министерство финансов нас поддержит, мы планируем ввести нулевую ставку на это. Кроме того, с прошлого года из госбюджета выделяются средства на установку капельного орошения в районах с ограниченным поливом. Фермеры могут заключить договор на эти участки и заниматься растениеводством, направляя ежегодно 20 процентов полученной прибыли на покрытие стоимости оборудования», — пояснил начальник управления.

Туратбек Идрисов сообщил, что в планах ежегодно внедрять технологии рационального полива на 2-2,5 тысячи гектаров, однако оформление документов на некоторых участках затягивается.
Читайте по теме Капельное орошение 500 гектаров земли запланировали в Баткенской области

«В 2026 году мы хотим запустить пилотный проект по капельному орошению на 2,5 тысячи гектаров в Иссык-Кульской области. Если проект окажется успешным, мы распространим этот опыт на весь регион. Это поможет в борьбе с обмелением озера. Капельное орошение увеличивает урожайность сельскохозяйственных культур. Например, при традиционном поливе можно получить 30-40 тонн моркови с гектара, а при капельном — более 70 тонн, некоторые фермеры в этом году получили даже 90 тонн», — заключил он.

К сожалению, не все сельхозпроизводители в стране имеют доступ к качественным семенам, кредитам и новым технологиям. Поэтому в условиях повторяющихся периодов маловодья остаётся только молиться, как это решили сделать в Узбекистане на фоне затяжной засухи.
VK X OK WhatsApp Telegram

Читайте также:

Написать номментарий: