
Сегодня в Кыргызстане происходит значительная реформа в области гражданской авиации, охватывающая как выход из черного списка Европейского Союза, так и внедрение новых правил для дронов, а также развитие инфраструктуры. Об основных сроках, требованиях ЕС и необходимости регулирования беспилотников мы беседовали с директором Государственного агентства гражданской авиации Данияром Бостоновым.
— Какой конкретный дедлайн вы ставите для снятия ограничений со стороны ЕС и какие требования остаются критическими на данный момент?
— Мы планируем завершить ключевые процедуры к февралю 2026 года. Это связано с тем, что до 13 февраля в республике должен быть завершен основной этап ресертификации авиакомпаний, а также подготовлен полный пакет материалов для европейских партнеров.
На данный момент для ЕС остаются важными три направления:
— Насколько мы готовы представить все необходимые документы к февралю 2026 года? Какие риски могут возникнуть?
— К марту следующего года Европейский Союз, в рамках возможной выездной миссии, продемонстрирует нашу систему: инспекции, принятие надзорных решений, контроль устранения несоответствий и работу инспекторов.
В целом мы готовы. Главные риски связаны с необходимостью оперативного устранения замечаний у отдельных операторов и качественным оформлением доказательной базы.
Данияр Бостонов
— Сколько авиакомпаний функционирует в Кыргызстане? Какие из них прошли ресертификацию в 2025 году и какие ограничения им были наложены?
— В республике действуют 15 авиакомпаний, среди которых пассажирские, грузовые и те, что занимаются авиационными работами.
В 2025 году, по итогам запланированных инспекций и аудитов:
было выдано 31 предписание на устранение нарушений;
11 авиакомпаниям временно приостановили деятельность до устранения несоответствий;
у четырех авиакомпаний временно отозвали специальные разрешения.
— Какие нарушения чаще всего фиксируются и можно ли ознакомиться с итогами проверок?
— Нарушения различаются и зависят от специфики работы конкретных авиакомпаний. Унифицированного перечня типовых нарушений не существует.
Обобщенные итоги проверок рассматриваются на ежегодных встречах по безопасности полетов с участием авиакомпаний, однако публикации чувствительной информации в открытом доступе отсутствуют.
— Является ли агентство бюджетной организацией или работает на самофинансировании?
— Финансирование Государственного агентства гражданской авиации происходит из государственного бюджета.
— Расскажите о процессе формирования регулирования беспилотных летательных аппаратов в Кыргызстане.
— Работа над созданием нормативной базы для беспилотной авиации началась в 2022 году. Проект авиационных правил был вынесен на общественное обсуждение и дорабатывался с учетом мнений государственных органов, экспертов и пользователей дронов.
В 2025 году проведены межведомственные и рабочие заседания с участниками ассоциации дронов и пользователями беспилотников.
Данияр Бостонов
Итоги обсуждений учли в предложениях по регистрации, разрешительным процедурам, обучению операторов и цифровизации процессов.
Кыргызстан является членом JARUS (Совет по разработке правил для беспилотных систем), что позволяет адаптировать национальные требования к международным стандартам.
— Когда вступят в силу авиационные правила для дронов и что будет дальше?
— После завершения всех процедур и официального опубликования АПКР-6 (Авиационные правила Кыргызской Республики – 6) они вступят в силу в установленном законом порядке. Затем Государственное агентство гражданской авиации начнет практическое регулирование полетов БПЛА, включая регистрацию, выдачу разрешений на использование воздушного пространства и сертификацию операторов.
— Каково текущее количество дронов в Кыргызстане?
— В государственном реестре ГАГА числится 42 беспилотных летательных аппарата, однако реальное количество значительно выше, так как многие дроны не учтены официально.
— Какие классы БПЛА предусмотрены и кто должен проходить регистрацию? Можно ли использовать дрон в частном дворе или в горах?
— В проекте правил предусмотрена классификация БПЛА по массе и уровню риска (категории C0-C4).
Регистрации подлежат беспилотники, соответствующие установленным критериям по массе и предназначению. Мы планируем внедрить онлайн-систему для регистрации и получения разрешений.
Правила различаются для:
Полеты вне населенных пунктов, на расстоянии от людей и объектов инфраструктуры, в так называемых зеленых зонах, будут разрешены в упрощенном порядке. В населенных пунктах и вблизи инфраструктуры действуют дополнительные требования и ограничения.
— Как будет организовано обучение и сертификация операторов БПЛА?
— Обучение операторов БПЛА станет обязательным и будет включать теоретическую и практическую части.
Сертификат оператора будет выдаваться на установленный срок и его необходимо периодически подтверждать. Для повышения доступности обучения, включая в регионах, предусмотрено развитие онлайн-форматов.
Данияр Бостонов
— Какие территории будут считаться запрещенными или ограниченными для дронов?
— Ограничения будут касаться следующих территорий:
Контроль за соблюдением правил будет осуществляться ГАГА совместно с уполномоченными государственными органами.
— Какова ответственность за нарушения?
— За нарушения в эксплуатации БПЛА предусмотрены административные меры, включая отказ или отзыв разрешений на использование воздушного пространства. Ответственность за нарушение законодательства о безопасности, государственной тайне и неприкосновенности частной жизни наступает в соответствии с действующим законодательством.
— Журналистам, управляющим БПЛА, также необходимо пройти обучение. Каковы сроки получения разрешений?
— Дроны в населенных пунктах и в экстренных ситуациях будут использоваться в координации с уполномоченными государственными органами. Мы работаем над упрощением и цифровизацией процедур для сокращения сроков получения разрешений.
На данный момент обучение операторов проводится в Кыргызском авиационном институте имени Ишембая Абдраимова. Стоимость обучения составляет 12 тысяч 300 сомов за теоретическую и практическую части.
Данияр Бостонов
— Почему необходимо регулирование дронов?
— Беспилотные летательные аппараты могут представлять серьезную угрозу для авиационной безопасности и частной жизни граждан. Даже один инцидент с дроном может иметь серьезные последствия для гражданской авиации.
Для примера, каждый водитель, даже если ездил на автомобиле с родителями, обязан изучить теорию и сдать экзамены, включая практический экзамен.
Регулирование в этой области крайне необходимо. Важно начать с базовых правил, а затем поэтапно их улучшать, основываясь на накопленном опыте и международных практиках. С подобными вызовами сталкиваются страны по всему миру.