Будущий нарком просвещения Киргизской АССР Токчоро Джолдошев
«Я — КОММУНИСТ!.. »
Токчоро Джолдошев родился в 1903 г. в местности Кара-Жилга, в последствии Кеминского района Киргизской ССР.
Родители его — кочевники-скотоводы, происходили из бедного сословия. Токчоро рано осиротел, воспитывался у родственников. Благодаря им, он еще до революции закончил начальную русско-туземную школу. В это время в Киргизии таких школ было около 70. Они были рассчитаны на детей русских и киргизских богатеев. Старожилы рассказывали, что баи и манапы с неохотой отдавали детей в такие школы из боязни, что там их воспитают в духе «неверных». Поэтому они нередко шли на подлог, отдавая туда детей своих бедных зависимых сородичей.
После окончания школы Токчоро батрачил в Токмаке, когда под влиянием красноармейцев Завалешина и Павлова вступил в партию большевиков. Ему тогда едва минуло 16 лет, но для «солидности» он прибавил себе еще два года.
Усвоение коммунистических идей для юного Джолдошева оказалось делом непростым. Кажется, он даже не понял значения этого своего поступка — вступления в партию. Приняв участие в нескольких партийных собраниях, юноша перешел батрачить к другому хозяину и попросту потерял связь со своей партячейкой. Согласно уставу, он механически выбыл из партии.
И все же кратковременное пребывание в рядах большевиков оставило в молодой душе неизгладимый след.
Несмотря на недостаточность теоретической подготовки, неискушенность в политике, весомый груз крестьянской психологии, Токчоро интуитивно уловил в большевистской агитации самое главное — пришла новая, подлинно народная власть, способная уничтожить социальный гнет и несправедливость, представить всем обездоленным возможность свободно жить и трудиться, строить новую жизнь.
Сегодня трудно представить, как нелегок был выбор тех, первых. В краю на протяжении многих веков сложилась система патриархально-родовых и феодальных отношений. Царила массовая неграмотность, насаждался религиозный фанатизм. Быт, обычаи, уклад жизни, миропонимание народа сформировались на протяжении всей его истории. Народ не мыслил, как все это менять...
В 1919 тревожном году, когда еще было проблематичным существование Советской власти, Токчоро становится комсомольцем. Отгремела гражданская воина. Острейшей проблемой молодой страны Советов стала проблема образованных и профессионально-грамотных людей, ведь без них невозможно переустройства старого общества.
Особенно остро эта проблема стояла в бывших колониальных окраинах, где не сложилась прослойка национальной интеллигенции. Поэтому, партия и правительство не жалели сил для подготовки национальных кадров.
Весной 1920 г. Токчоро поступает на 3-месячные педагогические курсы в Пишлеке. Летом того же года проходит переподготовку на аналогичных областных курсах. По их окончании работает учителем на Сусамыре. А на следующий год он едет учиться в Джетысуйский институт просвещения в г. Верный (Алма-Ата). Обучение велось на казахском и татарском языках. Киргизская письменность в то время еще не была оформлена, отсутствовали учебники и квалифицированные преподаветеля-киргизы.
Во время учебы в Верном в 1923 г. Джолдошев был принят кандидатом в члены РКП(б) а в 1925 г — членом партии.
В студенческие годы в нем стал проявляться талант общественного деятеля. Именно в это время его избирают делегатом комсомольских съездов Туркестана I Учредительного съезда комсомола Кара-Киргизской АО. У юноши проснулся неподдельный интерес к родной литературе, проявились литературные наклонности, которые в конце концов определили весь жизненный путь. Будучи редактором общественно-художественного журнала «Сауле», органа Инпроса, а также сотрудничая с периодическими изданиями «Тилчи» и «Ак-Жол», Джолдошев на их страницах публиковал бесценные сокровища киргизского устного народного творчества.
37-год в Кыргызстане