Согласно сообщениям, Маск хочет, чтобы акционеры компании проголосовали за его вознаграждение в размере триллиона долларов с целью осуществления контроля над армией роботов.
Маск не раз делал заявления, которые сложно воспринять всерьез, однако его последние слова касательно управления роботами кажутся особенно странными, отмечают СМИ.
В преддверии голосования акционеров по поводу выплаты Маску 1 триллиона долларов, несмотря на его недавние финансовые проблемы (например, прибыль снизилась на 40% в квартале, который должен был стать рекордным), Tesla активно проводит масштабную PR-кампанию, попытки убедить акционеров поддержать его план, который затрагивает их доли и голосование, а также его продление полномочий на посту генерального директора на следующие десять лет.
Сам Маск утверждает, что его желание получить такую награду связано не с деньгами, а с необходимостью контроля над компанией, так как он «не чувствует себя уверенно» в создании ИИ без достаточного влияния на него.
Несмотря на то, что существуют альтернативные способы увеличения его контроля, Маск настаивает на том, что для управления «армией роботов» ему необходима доля в 25%, тогда как его текущая доля составляет около 13%.
Однако он не уточняет, почему именно такой контроль ему нужен. На этот раз он ясно указал, что это связано с его желанием управлять «армией роботов».
Маск прямо говорит, что хочет управлять армией роботов. Да, действительно.
Во время телефонной конференции Tesla по итогам третьего квартала Маск затронул свои истинные намерения относительно робота Optimus, ответив на вопрос акционера о трудностях выхода этого устройства на рынок. В завершение своего ответа он сказал:
Меня больше всего волнует вопрос, сколько контроля и денег я смогу получить в Tesla, если создам эту огромную армию роботов. Моя основная проблема заключается в том, не уволят ли меня в будущем? Это единственное, что я пытаюсь решить с помощью… так называемой компенсации. Но я не собираюсь тратить деньги, просто если мы создадим эту армию роботов, смогу ли я хотя бы как-то повлиять на неё? Не контролировать, а именно сильно влиять.
— Илон Маск, конференц-связь с акционерами Tesla Q3, 22 октября 2025 г.
Очевидно, что он пытался смягчить свою речь, заменив слово «контроль» на «влияние», и выражение «я строю» на «мы строим».
Это кардинально отличается от его предыдущих заявлений о рисках ИИ, когда он называл его «угрозой» для человечества и высказывал желание участвовать в его безопасной разработке.
Однако в этом конкретном случае безопасности ИИ не касались, и акцент был сделан на желании управлять армией роботов. При этом большая часть его высказываний была в первом лице: он один хочет «контролировать» эту армию, которую он «создаёт».
Важно отметить, что любая армия требует наличия механизма для отстранения командующего — это основополагающий принцип современного управления. Когда этот принцип игнорируется, возникают проблемы, как это происходит в странах с военными режимами. Обычно же для отстранения командующего требуется не менее 25% голосов, что в современных выборах в США составляет около 0,0000006%.
Давайте на минуту забудем о том, что роботы Tesla Optimus пока не продемонстрировали особых возможностей, которые могли бы вселять страх.
На одной из крупных презентаций Tesla стало очевидно, что роботы управлялись дистанционно. В то время как их возможности вызывали вопросы, недавние записи показывают, как Optimus демонстрирует умения в кунг-фу, что может быть результатом тщательно продуманной хореографии.
Тем не менее, даже если предположить, что роботы будут развиваться настолько, чтобы представлять реальную угрозу, сомнительно, что Маск действительно намеревается управлять армией, которая, как он ранее говорил, будет составлять миллиарды.
Сомнительная поддержка Маска предполагает, что ему, вероятно, не стоит владеть армией роботов
Мысль о том, что Илон Маск будет управлять армией роботов, вызывает опасения, особенно учитывая его недавние политические действия, которые включали поддержку расистских движений по всему миру.
Его поддержка не ограничивалась только США, он также вмешивался в политику других стран, включая поддержку немецких неонацистов и финансовую помощь распространению идей в Великобритании, поддерживая жестокого расиста, который неоднократно был осуждён.
Учитывая его действия, возникли протесты против Tesla, что привело к падению продаж в разных странах и подорвало её репутацию, в том числе в таких странах, как Великобритания, Австралия и Германия.
Маск также выразил желание получить «большее влияние на голосование, но не настолько, чтобы меня могли уволить, если я начну вести себя неадекватно», уточнив, что это должно составлять около 25%.
Маск критикует анализ своей непомерной зарплаты и называет несогласных «террористами».
В финале конференции Маск вновь акцентировал внимание на своей «армии роботов», заявив:
Мне не по себе от того, что я создаю армию роботов, а потом меня выгоняют из-за каких-то идиотских рекомендаций ISS и Glass Lewis, которые ничего не понимают. Эти ребята — корпоративные террористы. Проблема в том, что многие фонды голосуют в соответствии с их рекомендациями, и это может иметь разрушительные последствия для будущего компании, если они контролируют слишком большую часть публичного капитала. Это основная проблема корпоративного управления.
— Илон Маск, конференц-связь с акционерами Tesla Q3, 22 октября 2025 г.
Хотя Маск не указывает конкретные рекомендации, возможно, что он ссылается на рекомендации ISS/Glass Lewis проголосовать «против» пакета вознаграждений Маска в размере 55 миллиардов долларов, который он должен был получить на фоне значительного падения доходов Tesla.
Несмотря на его утверждения о том, что наличие независимого мнения может быть вредным для акционеров, Маску, похоже, не важно, является ли он тем самым независимым мнением, если его интересы идут вразрез с интересами акционеров, как это происходит в случае с текущим голосованием акционеров.
В отличие от слов Маска, анализы ISS и Glass Lewis являются беспристрастными и направлены на защиту прав акционеров, что подтверждает их объективность в оценке ситуации.