
Новые правила по выдаче коммерческих водительских удостоверений (CDL) в Соединенных Штатах ставят под угрозу финансовое благополучие тысяч мигрантов из Центральной Азии, которые обеспечивают свои семьи за счет работы в грузоперевозках. Ужесточение контроля за мигрантами, рейды и массовые задержания делают их жизнь значительно более сложной. Об этом сообщает Азаттык Азия.
«У БОЛЬШИНСТВА НАШИХ НЕТ ГРИН-КАРТЫ ИЛИ ГРАЖДАНСТВА»
Юсуф, мигрант из Узбекистана, переехал в США три года назад через Мексику. Сначала он трудился курьером, но затем, как и многие его соотечественники, стал дальнобойщиком.
Работа водителем грузовика долгое время считалась выгодной среди мигрантов, благодаря высоким зарплатам и относительно простым условиям получения CDL. Однако теперь ситуация изменилась.
— При Джо Байдене можно было общаться через переводчика, даже если не знал английский, и это помогало. А сейчас акцент делается на знание языка, и многие мигранты сталкиваются с проблемами из-за этого. В демократических штатах проверки не такие строгие, как в Оклахоме или Флориде, — жалуется Юсуф.
С приходом Дональда Трампа в январе 2025 года миграционная политика ужесточилась, и в стране начали масштабные рейды против нелегальных иммигрантов.
В конце сентября Министерство транспорта объявило о новых ограничениях на выдачу CDL иностранцам: теперь водители, не имеющие американского гражданства, не смогут получить права на управление большегрузами без рабочей визы и обязательной проверки иммиграционного статуса на федеральном уровне.
— Все восприняли это очень тяжело. Большинство наших водителей не имеют грин-карты или гражданства, — говорит Эрлан Сыдыков, владелец транспортной компании из Кыргызстана. — Мы активно общаемся с ними, советуем проверить свои документы с адвокатами, так как водителей без документов сразу отправляют в детеншн. Эта ситуация сильно ударит по нашей компании: около 60–70% водителей могут потерять работу.
Мирлан, другой кыргызстанец, подтверждает, что получить права стало намного сложнее. Ранее иностранцы могли получать разрешения на управление фурами на срок до пяти лет, а теперь такие лицензии не выдают.
Сапар, еще один водитель, рассказал, что не смог продлить свое CDL после истечения срока действия.
— Мне сказали, что продлить нельзя, это отменено, — делится он.
По официальным данным, в США насчитывается около четырех миллионов профессиональных водителей грузовиков, среди которых много мигрантов из Латинской Америки, Африки и Центральной Азии.
В последние годы поток мигрантов из Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана в США значительно увеличился. Люди из стран с авторитарными режимами и высоким уровнем безработицы стремятся в Америку в поисках лучшей жизни. Чикаго стал местом, где обосновались десятки тысяч кыргызстанцев, и его шутливо называют восьмой областью Кыргызстана. Многие из них не успели легализоваться.
— Кыргызстанцы работают в самых разных сферах, — говорит Адилет, который стал гражданином США и живет в Чикаго. — При правлении Байдена было легче получать документы — разрешение на работу и водительское удостоверение. С этими документами можно было учиться на CDL, чтобы работать дальнобойщиком, так как эта работа приносит хорошие деньги.
С ЧЕМ СВЯЗАНО УЖЕСТОЧЕНИЕ?
Ситуация изменилась после автокатастрофы во Флориде 12 августа, когда грузовик, управляемый мигрантом индийского происхождения, попал в аварию, в результате которой погибли три человека. Водитель, предположительно находившийся в нелегальном статусе, имел CDL, выданные в Калифорнии и Вашингтоне.
После этой трагедии администрация Трампа приостановила выдачу CDL иностранцам.
Госсекретарь Марко Рубио также объявил о приостановке выдачи рабочих виз для тех, кто хочет управлять грузовиками. В результате Министерство транспорта постановило, что CDL не будут выдавать без американского гражданства, грин-карты или рабочей визы, и обязательной стала проверка иммиграционного статуса.
Министр транспорта Шон Даффи призвал власти штатов: «Лицензии на управление большегрузными транспортными средствами часто выдавались иностранным водителям без соблюдения необходимых требований. Это угрожает безопасности на дорогах. Новые меры направлены на предотвращение выдачи таких лицензий».
Уткур Рахматуллаев, бывший узбекистанец, который стал гражданином США и помогает мигрантам с легализацией, отмечает, что попытки ужесточить правила начались еще до аварии во Флориде. В апреле Трамп подписал указ, согласно которому знание английского языка стало обязательным для всех водителей коммерческого транспорта.
«Знание английского — это вопрос безопасности, — утверждалось в документе. — Водители должны понимать дорожные знаки и иметь возможность общаться с полицией и транспортными службами».
— Планировалось наказывать тех, кто плохо говорит по-английски, а в дальнейшем — лишать прав, — поясняет Уткур Рахматуллаев. — Но реализовать это стало сложно, так как законы различаются в разных штатах. В августе произошла авария с мигрантом из Индии, и общественность отреагировала на это значительно. В результате правительство начало принимать более жесткие меры.
В последние дни в соцсетях появились видео, на которых мигранты-дальнобойщики подвергаются проверкам на весовых пунктах, и их задерживают.
— Теперь все стало гораздо сложнее, — подчеркивает Адилет. — Говорят, хотят отменить CDL, выданные на основании разрешений на работу. Неясно, сделают ли это, но разговоры уже идут. Иммиграционная полиция ведет активные рейды, задерживая людей по внешнему виду, даже граждан США. Задача полиции — задержать и отправить в детеншн, а уже там проверять документы. Многие кыргызстанцы прекращают работать на траках и сдают свои грузовики. Водителей задерживают на пунктах весового контроля, особенно в штатах, близких к границе с Мексикой. Многие предпочитают не рисковать и ищут другую работу. Число наших водителей значительно уменьшилось. Если есть гражданство или грин-карта, приходится постоянно иметь при себе паспорт, чтобы избежать депортации.
ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД?
Новые меры по ужесточению правил в сфере грузоперевозок могут быть попыткой вытеснить мигрантов, считают эксперты.
— Есть ли данные о том, что именно мигранты совершают больше аварий, чем местные водители? По моей информации, это не так. Администрация использует этот аргумент в своих интересах, создавая негативный имидж мигрантов, — комментирует иммиграционный специалист Марина Соколовская.
Она уверена, что ситуация не безвыходная. Отрасль сможет адаптироваться к изменениям, а мигранты найдут новые возможности для работы.
— Многие спрашивают, как им зарабатывать, но никто не отсекает их от других профессий. Люди ошибочно полагают, что без русскоязычных мигрантов эта индустрия рухнет. Однако она существовала задолго до открытия границ. К 2022 году, когда границы открылись для выходцев из бывших советских республик, уже было много русскоязычных компаний и школ, где можно было учиться на своем языке, — объясняет она.
Некоторые мигранты также придерживаются этого мнения. Изменения могут стать серьезным вызовом для тех, кто приехал работать дальнобойщиками, но также могут стимулировать их к легализации и поиску стабильной работы.
— Есть и меньшие грузовые автомобили, для управления которыми не требуется CDL. Многие могут попробовать себя в этой области, — уверен Умар Жусупбеков, глава кыргызской диаспоры в Чикаго.
Мигранты могут найти альтернативные пути трудоустройства, добавляет он.
— В сложных ситуациях люди стремятся к улучшению, начинают осваивать новые профессии, — резюмирует Жусупбеков.