
В интервью для 24.kg он поделился своими впечатлениями о жизни в этой стране и своем пути к карьере в Организации Объединенных Наций.
Фото из архива собеседника. Канагат Алышбаев
— Как вы начали свою карьеру?
— После получения диплома я начал преподавать компьютерную грамотность в языковом центре, затем работал координатором по тренингам и веб-разработке. Участвовал в конкурсе и стал координатором молодежного проекта ООН. Конкурс был очень серьезным: собеседование, тесты, экзамены. В 2007 году я основал свою IT-компанию «Информационные технологии», где проработал три года, продавая компьютеры и разрабатывая программное обеспечение.
Мой международный опыт начался в 2010 году, когда я уехал в Кабул (Афганистан) на два года по проекту Всемирного банка, где преподавал управление информационными системами и разработку ПО, достигнув должности тимлидера.
Читайте по теме От Ай-Тамги до Мельбурна: как кыргызстанец стал директором школы в Австралии
Вернувшись в Кыргызстан на полтора года после завершения контракта в Афганистане, я работал проектным менеджером в сфере ИКТ для одного из проектов USAID. Позже, после успешного прохождения сложного конкурса, получил предложение работать в генштабе ООН в Вене (Австрия), где проработал четыре года в качестве консультанта по разработке и управлению интегрированными информационными системами.
С 2021 года я занимаю позицию проектного менеджера в Международном союзе электросвязи (ITU), который является специализированным агентством ООН, занимающимся цифровой трансформацией. Мое основное место работы находится в Папуа — Новой Гвинее, в городе Вевак, где я руковожу проектом по цифровизации программы поддержки сельского предпринимательства и торговли.


— Кто является целевой аудиторией вашего проекта?
— Мы разработали рамочную программу для электронного правительства и стратегию цифровой трансформации Папуа — Новой Гвинеи на 2022-2027 годы. Также создали интегрированные информационные системы управления для Министерства сельского хозяйства. Местные жители долгое время использовали нецифровые данные, и мы открыли ресурсные центры на базе школ, где провели тренинги по цифровым навыкам для фермеров, чтобы научить их создавать сайты и использовать онлайн-маркетинг.
Благодаря нашим тренингам некоторые фермеры впервые смогли экспортировать тысячи тонн ванили в Австралию, Новую Зеландию, Канаду и США.
Канагат Алышбаев
Мы обучали их сушке ванили, упаковке продукции и использованию онлайн-маркетинга. Также начали экспортировать какао, что значительно увеличило доходы местных жителей. Удовлетворение от того, что я был частью этого успешного проекта, сложно передать словами.


— Насколько сложно попасть на работу в ООН?
— Это очень трудно! Особенно в условиях текущей финансовой нестабильности. Конкуренция огромная. Полагаться на знакомства не стоит. Если хорошо подготовиться, шансы есть. Главное, иметь соответствующее образование и опыт для желаемой должности. В резюме важно четко указать свои обязанности и достижения. Собеседования тоже требуют подготовки, нужно отвечать по установленным процедурам.
При отборе кандидатов учитываются гендерное равенство и политические интересы. Например, я, будучи гражданином Кыргызстана, не могу работать международным экспертом на родине, но в соседних странах или за границей — вполне возможно.
Читайте по теме Почему семья из Бишкека выбрала Нячанг: опыт зимовки во Вьетнаме
В регионах с конфликтами (например, Сомали, Южный Судан, Украина) количество претендентов обычно меньше, но из-за дополнительных выплат желающих все равно хватает. На одну вакансию в безопасных странах может приходиться от 500 до 1000 заявок, а в генштабы — даже несколько тысяч.
Генштабы ООН расположены в крупных городах, таких как Нью-Йорк, Женева, Рим, Вена и Найроби, где процесс отбора проходит медленно и требует высокой бюрократии.
Честность важна, так как информация в резюме подлежит проверке.
Я работал в десяти различных агентствах ООН, начиная с краткосрочных консультаций и заканчивая постоянными позициями в сфере ИКТ.
На работу в Папуа — Новую Гвинею я попал через сложный и конкурентный отбор.



— Что вас удивляет в этой стране?
— Честно говоря, это не просто другая страна, а совершенно другая планета! Если бы я работал в СНГ, на Ближнем Востоке или в Восточной Европе, все было бы гораздо ближе и понятнее. Первый год был очень сложным, и несколько раз я думал о том, чтобы уехать.
Папуа — Новая Гвинея — это очень бедная и слаборазвита страна, долгое время бывшая колонией. В этом году она отметила 50-летие независимости.
Здесь есть страны, где жить опасно, и Папуа — Новая Гвинея в их числе. Здесь как в наши 90-е: высокая безработица и низкий уровень образования.
Канагат Алышбаев
Люди не обращают внимания на то, кто ты. Если ты белый, ты можешь стать жертвой. Как и у нас, среди людей бывают разные, поэтому нужно быть осторожным.


— Как вы справляетесь с работой в таких условиях?
— Одна из первых трудностей — это разлука с семьей и родиной.
Выходить одному на улицу нельзя, только в крайних случаях. В первый год было особенно сложно, так как нас никто не знал. Важно было наладить сотрудничество с местными властями, но часто нас не понимали и ждали немедленных результатов.
Люди ожидают, что доноры помогут создать провинции, как в Швейцарии, но это невозможно за короткое время.
Канагат Алышбаев
Чтобы изменить менталитет людей, живущих в бывших колониях, нужно время и смена поколений. Молодежь становится более образованной и открытой, что дает надежду на развитие страны.
Возникали и другие проблемы. Ранее я работал децентрализованно, а здесь приходилось получать согласование из Бангкока и Женева, что иногда занимало дни или даже недели из-за разницы во времени и процедур. Это было непросто. Кроме того, проект финансировался Европейским Союзом, где строгая финансовая отчетность. Ранее я отчитывался раз в три месяца, а здесь каждые две недели, что требовало быстрой демонстрации результатов. Удалось добиться успеха только через полгода благодаря эффективному планированию и коммуникации.



Интересно, что мой самый успешный проект был реализован в таких сложных условиях, где я использовал все свои навыки менеджмента и решения проблем.
Папуа — Новая Гвинея — удивительная страна с прекрасной природой, чистым воздухом и океаном с разнообразной фауной, напоминающая рекламу «Баунти». Здесь только один сезон — лето, много фруктов и разнообразной живности, включая опасные для жизни виды.
Люди в основном добрые, простые и религиозные. Как говорится, плохих наций не бывает, бывают плохие люди.
— Как вам живется вдали от семьи?
— Со временем привыкаешь к такому образу жизни, но это все равно тяжело. В опасные страны семьи не перевозят, и нам предлагают альтернативные места, где можно жить и время от времени встречаться.

Путешествие из Вевака до Бишкека с пересадками может занять два дня. Позже появилась возможность перевезти семью в Брисбен (Австралия), где сын учится, а жена поддерживает его. Я навещаю их каждые два месяца. Старшая дочь учится в университете в Венгрии. Хочу выразить благодарность моей супруге Айканыш: благодаря ее поддержке и советам мне удалось достичь многих целей и реализовать этот проект.
Следующую позицию я буду искать такую, чтобы быть с семьей. Мой проект скоро завершится, и мы вернемся домой.
— Чего вам не хватает вдали от родины? Как часто вы навещаете Кыргызстан?
— Мне не хватает национальной кухни и общения с родными и друзьями. К счастью, супруга с сыном сейчас живут рядом, и мы летаем в Кыргызстан раз в два года.

— Как вы видите свое будущее через 5-10 лет?
— Надеюсь продолжить свою карьеру в системе ООН, развивать проекты для других стран и работать на благо человечества.
— Что значит для вас работа в ООН?
— Это моя профессиональная карьера; это хорошая, перспективная работа, где есть возможность для роста и развития, но и большая ответственность перед народами других стран. Конечно, есть и минусы, но плюсов больше.