Они отметили, что судебный процесс был политически мотивирован и сопровождался серьезными нарушениями права на справедливое судебное разбирательство, как это предусмотрено Конституцией Кыргызстана. Вместо поиска правды и установления персональной ответственности была развернута репрессивная машина, направленная на запугивание оппозиции и общества. Многие международные правозащитные организации и эксперты уже охарактеризовали произошедшее как преступление против человечности. По данным, около 1 700 человек подали заявления о преступлениях, подвергшись жестокому давлению со стороны Военной прокуратуры.
Обвинения абсурдны: возраст и социальный статус обвиняемых ставят под сомнение версию о "захвате заложников". Как могли 67-летний Фарид Ниязов, 61-летняя Ирина Карамушкина, 55-летний Равшан Жээнбеков, 48-летний Алга Кылычев и 46-летний Фархад Баабиев взять в заложники крепких спецназовцев?Кроме того, сама ситуация с штурмом вызывает вопросы, поскольку экс-президент Алмазбек Атамбаев находился под охраной ГКНБ. Задержание происходило силами того же ведомства, которое должно было его защищать, что подчеркивает несоответствие действий правоохранителей, как упоминается в заявлении партии.
Социал-демократы также указали на наличие документальных подтверждений пыток и угроз, направленных на получение "нужных" показаний.
Согласно информации от самих силовиков, обвиняемые, наоборот, оказывали помощь в спасении как силовиков, так и граждан, и сами часто становились жертвами насилия. Заместитель министра внутренних дел и руководитель операции Курсан Асанов подтвердил отсутствие захвата заложников и отметил, что настоящей целью силовых действий была ликвидация Атамбаева.
В процессе судебного разбирательства наблюдался избирательный подход к допуску доказательств, отказ в исследовании материалов защиты и давление на свидетелей.Социал-демократы также обратили внимание на то, что председатель Бишкекского горсуда Лейла Байдаева ранее работала адвокатом Матраимовых, которые имели конфликт с Алмазбеком Атамбаевым. Приговор Ирине Карамушкиной, составивший 8 лет колонии и конфискацию имущества, они назвали "людоедским".
Партия требует отменить неправомерные меры пресечения и освободить тех, чьи права были нарушены; провести независимое, эффективное и публичное расследование действий силовых структур, включая факты пыток и фальсификаций; а также прекратить политически мотивированное преследование своих членов и гражданских активистов.
Мы призываем президента, главу ГКНБ, Верховный суд и Генеральную прокуратуру восстановить законность и доверие к правосудию. Продолжение подобной практики подрывает основы правового государства и международную репутацию Кыргызстана.Напоминаем, что 23 октября судебная коллегия Бишкекского городского суда вынесла приговор, в котором частично изменила решение предыдущей инстанции, ужесточив наказание для Ирины Карамушкиной.