Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец Бабкин Михаил Николаевич

Герой Советского Союза Бабкин Михаил Николаевич
Михаил Николаевич Бабкин родился в 1922 году в селе Старая Пайда Анненского района Воронежской области, вырос в Киргизии, в городах Кызыл-Кия и Джалал-Абад. Русский. Член КПСС.
После окончания средней школы и аэроклуба в городе Фрунзе был направлен в Чкаловское военное авиационное училище. Старший лейтенант. Летчик- штурмовик, заместитель командира эскадрильи.
Свой боевой путь начал за штурвалом самолета в июле 1943 года во время Орловско-Курской битвы. Участвовал в боях за Белоруссию, сражался на территории Польши и Восточной Пруссии. На протяжении всей войны проявлял мужество, стойкость, героизм и доблесть.
Боевые подвиги летчика высоко оценены Родиной: Михаил Николаевич Бабкин награжден двумя орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды и рядом медалей. 18 августа 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза за выполнение боевых заданий и совершенные 192 успешных боевых вылета на штурмовку живой силы и техники противника.
После войны Герой продолжал служить в рядах Советской Армии. В декабре 1959 года погиб на боевом посту.
И СТАЛ ОН ЖИВЫМ ПРИМЕРОМ
Героя Советского Союза Михаила Николаевича Бабкина считают своим земляком джалалабадцы и кызылкийцы. И те, и другие по праву. Так уж получилось, что родившиеся в Воронежской области Михаил рос в Киргизии, учился попеременно в школах Джалал-Абада и Кызыл-Кии.
Сегодня на зданиях этих школ в честь Героя установлены мемориальные доски. Созданы школьные музеи, рассказывающие о жизни и ратных подвигах Михаила Николаевича. Среди экспонатов можно увидеть личные вещи летчика, переданные членами его семьи.
А военная биография Михаила Бабкина складывалась, как и у многих его сверстников. Аэроклуб, военное авиационное училище, фронт. Война в прямом значении этого слова началась для лейтенанта Бабкина в июле 1943 года.
Свежие резервы вводились в бой, как правило, на самых горячих и решающих участках фронта. В июле сорок третьего таким участком была Курская дуга.
Потерпев сокрушительное поражение под Сталинградом, фашистская Германия решила взять реванш под Курском.
Гитлеровское командование тщательно готовило наступательную операцию под кодовым названием «Цитадель», рассчитывая именно на Курском направлении повернуть ход войны в свою пользу и обойти Москву с юга.
В это лето сюда было подтянуто более двух тысяч танков и штурмовых орудий. Большие надежды вермахт возлагал на тяжелые танки «тигр» и «пантера» с мощными крупнокалиберными пушками и невиданной прежде браней.
Весь июль внимание всего мира было приковано к пылающим и грохочущим от несметной лавины танков и самоходных орудий, залитым кровью и мазутом курским полем. 12 июля здесь, под деревней Прохоровка, произошло небывалое доселе танковое сражение в котором столкнулись во встречном наступательном бою более полутора тысяч танков и самоходных орудий.
На этом самом участке фронта и получил боевое крещение военный летчик Михаил Бабкин.
Соколы! Этим гордым и красивым именем прозвали советские люди пилотов. В этом названии тесно переплелись и связь с горьковским Соколом, с его смелостью, жаждой неба и борьбы, и сравнение с отважной свободолюбивой птицей, и любовь народа к своим крылатым сынам.
С первых и до последних дней войны наши лётчики делом доказывали свое право называться соколами. Бесстрашно и беспощадно били они фашистких стервятников, нанося им смертельные удары с воздуха.
Очень уж уповали гитлеровские вояки на свои «тигры» и «пантеры» с непробиваемой бронёй не ведая, что советские специалисты приготовили им сюрприз. В боях под Орлом и Курском впервые были применены противотанковые авиционные бомбы направленного действия. Они были способны пробивать любую танковую броню.
Фашисты начали свое наступление на Орловско - Курской дуге, на танки врага обрушили пушечный огонь и бомбы советские лётчики - штурмовики. За первый день боев только лётные экипажи дивизии, в состав которых входил самолёт М. Бабкина, уничтожили более 30-ти танков. За время Курской битвы штурмовик «ИЛ-2», ведомый лейтенантом Бабкиным, 16 раз поднимался в небо. И каждый вылет — это мощные удары по скоплениям врага и его техники, это страх, паника, смятение в стане захватчиков. Ведь как признавались сами пленные гитлеровцы: «Нет большего ужаса, чем самолёты «ИЛ-2». Они сводят нас с ума», Очень хорошо об этом штурмовике сказал Герой Советского Союза летчик-космонавт Григорий Тимофеевич Береговой, отлично знавший его воздушном бою. «В «ИЛ-2» — говорил прославленный ас — очень удачно найдено сочетание скорости, маневра, брони и огня. Его удары по врагу были неожиданными и сокрушительными. Орловско-Курской дуге советские войска не только отразили вражеское наступление, но и основательно перемололи ударные силы немецкой армии.
За участие в боевых операциях в ходе Курской битвы и нанесение мощных ударов по врагу, лейтенант Бабкин был награжден орденом Красной Звезды.
Грандиозная Орловско-Курская битва показала всему миру превосходство советской пехоты, артилерии и особенно танковых войск и авиации над гитлеровскими. Нанеся врагу несколько мощных ответных ударов, Красная Армия перешла в решительное контрнаступление. Штурмовик лейтенанта Бабкина был переброшен на освобождение Харькова.
Как-то, успешно разгромив артиллерийско-минометные позиции противника на окраине этого окупированного врагом украинского города, шестёрка штурмовиков, куда входил и самолет Бабкина, возвращалась на свою базу, ведущий шестерки увидел длинную цепочку отступающих танков и автомашин противника.
Проверив оставшийся боезапас, отважные соколы повели штурмовики на снижение. На врага обрушился огневой и бомбовый удар. И тут неожиданно наша шестерка была атакована неприятельскими самолетами, прикрывавшими отход своих войск. На каждый «ИЛ-2» приходилось по три стервятника. Применив знаменитый «круг», штурмовики приняли воздушный бой.
В этом неравном бою проявились все лучшие качества и поистине неограниченные возможности советского самолета. Умело маневрируя и пустив в ход всю огневую мощь «илов», паши пилоты успешно отражали воздушные атаки противника. В разгар боя на помощь «илам» подоспели краснозвездные истребители. Вскоре четыре «мессера» и три «фоккера», оставляя за собой черные шлейфы дыма, рухнули на землю. Остальные поспешили удрать.
В этом же бою самолет Бабкина получил повреждение, а сам летчик был ранен в правую руку. Но недаром среди авиаторов бытовала шутка: «Из боя «ил» доставит на честном слове и на одном крыле». О живучести штурмовика, его высокой надежности и летно-боевых свойствах на фронте ходили легенды, как правило, имевшие под собой реальную основу.
Вот и на этот раз самолет и летчик не подвели друг друга. Превозмогая боль, Михаил, практически управляя горящим самолетом одной левой рукой, отчаянно маневрируя, чтобы сбить пламя и оторваться от преследователей, покидал после боя. И штурмовик послушно, из последних сил тянул к своему аэродрому. Израненные человек и машина все же вернулись домой.
Рана на несколько месяцев вывела Бабкина из боевого строя. Но в начале 1944 года он вновь за штурвалом штурмовика. Шли решающие бои за освобождение Белоруссии.
В районе Витебска шестерка «илов», в которую входил и самолет Михаила Бабкина, получила задание разгромить артиллерийско-минометные позиции противника. Позиции были защищены зенитными орудиями. При подходе наших штурмовиков фашистские зенитки открыли злобный огонь. Рассеявшись, штурмовики сумели прорваться через оборону врага и открыли прицельный огонь.
После этого рейда на неприятельских позициях остались буквально груды разбитой техники. Бомбами, сброшенными Михаилом, были уничтожены два артиллерийских орудия с расчетами.
В июне, в третью годовщину войны, началась Белорусская операция. На огромном тысячекилометровом фронте развернулось наступление наших войск. О накале этих боев хоть в какой-то степени можно судить уже по тому, что с 23 по 28 июня Михаил Бабкин совершил 22 боевых вылета. По 3—4 вылета в день.
Только за эти шесть дней войны отважный воин записал на свой боевой счет 85 уничтоженных вражеских автомашин и повозок с военными грузами, 5 орудий, до двух рот пехоты.
С ростом наносимого врагу урона росло число боевых наград на груди пилота. Ордена Отечественной войны I степени, Красного Знамени красноречиво свидетельствовали о боевых заслугах киргизстанца.
На войне у времени свои законы, свой бег, свой отсчет. За один военный год люди зачастую взрослели духовно и нравственно так, как не взрослели за несколько лет мирной жизни. Всего год прошел, как получил 20-летний Михаил Бабкин боевое крещение. Но разве можно было сравнивать нынешнего опытного и хладнокровного аса, предугадывающего и опережающего замысел противника, умеющего навязать ему свою волю, свою манеру воздушного боя, с тем неопытным соколенком, каким пришел он из училища. Летом 1944 года в Белоруссии советские наземные войска, энергично поддерживаемые с воздуха нашей авиацией, добивали окруженные войска фельдмаршала Модели, завершался разгром группы вражеских армий «Центр».
В боях за освобождение Белоруссии «летающие танки» «ИЛ-2» особенно успешно действовали при разгроме гитлеровских войск, отступавших через реку Березину. При их появлении застигнутые у переправы вражеские солдаты дружно поднимали руки вверх, показывая, что они готовы сдаться, только бы не попасть под кинжальный удар штурмовика. Конечно, брать в плен их летчики не могли. Они своим огнем расстреливали колонны противника, сеяли в его рядах панику, оставляя фашистов для окружения нашим сухопутным войскам.
С ужасом вспоминая паническое отступление своих войск через Березину, бывший командующий 4-й гитлеровской армией Курт Типпельскирх писал: «Непрерывные налеты авиации противника причиняли тяжелые потери... а также вызывали бесконечные заторы среди отступавших колонн. Русские штурмовики то и дело разрушали мосты у Березины. После чего на восточном берегу всякий раз образовывались огромные скопления машин...»
После разгрома врага в Белоруссии авиационная база дивизии, в которой воевал Бабкин, была выдвинута вплотную к границе Восточной Пруссии. Запомнился Михаилу рейд в районе Граево. Пролетая над станцией, летчики увидели эшелон из нескольких десятков вагонов и открытых платформ. На некоторых из них угадывались прикрытые брезентом танки. Штурмовики пошли на снижение. Бомбы точно легли в цель. Внизу запылали вагоны, начали взрываться боеприпасы. Танки и другая техника превратились в груды металлолома. А некоторое время спустя подобная операция повторилась уже на вражеской территории, на станции Хайрикау.

Меиее двух лет довелось участвовать в войне Михаилу Бабкину. А если учесть пребывание в госпитале, то военный стаж летчика ограничится какими-нибудь полутора годами. И за этот небольшой срок пилот совершил 192 боевых вылета. Он лично уничтожил многие десятки железнодорожных вагонов, автомашин, повозок с военными грузами, несколько самолетов, танков, самоходных, зенитных, артиллерийских орудий и минометов, много живой силы противника.
Летчиков не очень часто награждали за один какой-то бой. Чаще всего их представляли к наградам за совокупность боев, за обще количество уничтоженной в их ходе живой силы и техники врага. Вот почему Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Михаилу Николаевичу Бабкину звания Героя Советского Союза появился три месяца спустя после окончания войны, в августе 1945 года.
Естественно, не вся война зависела от лейтенанта Бабкина, как не зависит вся война от одного какого-то солдата. Но потому мы победили в этой небывалой по масштабам войне, что в час смертельной для Родины опасности миллионы ее верных сынов встали грудью на ее защиту и заслонили собой. Мужество этих солдат было завещано им их отцами. Они, солдаты Великой Отечественной войны, завещали это мужество, эту верность и любовь к родной Отчизне нам, идущим за ними.
Отгремели залпы войны. Но военный летчик Михаил Николаевич Бабкин остался в боевом строю, сохраняя верность небу и авиации.
Погиб он на боевом посту при выполнении очередного полета. Произошло это в 1959 году под Киевом. Было Герою в ту пору 37 лет.
Короткую жизнь прожил Михаил Николаевич Бабкин. Но яркую и славную, достойную самого глубокого уважения. Именно о такой жизни говорил девять десятилетий назад Максим Горький: «Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером...»
В. ТИМИРБАЕВ