Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец Пантелеев Гавриил Фролович

Герой Советского Союза Пантелеев Гавриил Фролович
Гавриил Фролович Пантелеев родился в 1923 году в селе Гавриловна Сокулунекого района Киргизской ССР в крестьянской семье. Русский. Член КПСС. В Советскую Армию призван в 1942 году. Гвардии старший лейтенант, начальник штаба стрелкового батальона.
Боевой путь в Великой Отечественной войне начал на Сталинградском фронте в июле 1942 года, затем воевал на Воронежском и Степном фронтах. В боях с гитлеровскими захватчиками Г. Ф. Пантелеев зарекомендовал себя смелым и отважным воином.
За проявленные храбрость и мужество в боях на подступах к Волге был награжден двумя орденами Красной Звезды и медалью «За оборону Сталинграда».
26 октября 1943 года за форсирование Днепра, успешное закрепление и расширение плацдарма на западном берегу и проявленные при этом отвагу и геройство Г. Ф. Пантелееву присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны Гавриил Фролович жил в городе Курске, умер в 1979 году.
ДОБЛЕСТЬ И ГЕРОЙСТВО
В комнате боевой славы средней школы села Гавриловка Сокулукского района я прочитал сочинение ученика десятого класса. Сочинение не из лучших по стилистике и грамматике, но оно излучает свет душевной глубины, сыновней любви к родной земле, к Отчизне, человечеству. Есть в этом сочинении такие строчки: «У меня есть имя.
Имя не броское — Гавриил, но я горжусь им, ибо такое же имя носил Герой Советского Союза мой земляк Гавриил Фролович Пантелеев. Сейчас, когда мы еще сидим за партами, когда вся наша жизнь — тайна будущего,— кто скажет, кто угадает в нас героев! Но коль грянет время испытаний, пусть Родина и мой народ знают: мы отстоим их...»

13 июня 1944 года в Кремле Михаил Иванович Калинин вручил старшему лейтенанту Пантелееву орден Ленина и «Золотую Звезду» Героя Советского Союза. Между этим событием и выпускным вечером десятиклассников в селе Гавриловка 21 июня 1941 года вмещается всего неполных три года. Всего три года! Неизвестный миру паренек стал Героем. Подвиг — это, наверное, мгновенный взрыв всех лучших качеств человека во имя торжества жизни. Подвиг, геройство. Их ценность не только в достижении конкретной цели, порою находящейся за пределами возможностей, но еще и в том немеркнущем сиянии примера, который озаряет помыслы будущих поколений.
Сверстники Гавриила Фроловича Пантелеева, вспоминая о далеком 1941-м, особо подчеркивают, что тогда, в день, когда грянула война, они вдруг повзрослели, их вчерашние тетрадки показались им далеким детством. Они ринулись в военкоматы. Стояли в очереди, и, затаив дыхание, говорили неправду военкому, добавляя к своему возрасту год, другой. Пантелеев от этих ребят ничем не отличался. В течение пяти месяцев он обивал пороги военного комиссариата, пока его не направили в Грозненское военно-пехотное училище.
Враг продвигался к Волге, на защиту родной земли встали и курсанты военно-пехотного училища. Трое суток разделяли тихие кабинеты учебного заведения и смертоносные бои. Юные курсанты попали под шквальный обстрел и бомбежки. Казалось, бесконечно длилась перестрелка. Не смолкали вражеские пулеметы. Тогда, наверное, в том первом сражении и преодолел Пантелеев то чувство напряженности и страха, которое свойственно многим необстрелянным бойцам. Потом было много встреч со смертью, но это уже была фронтовая жизнь, а тот, первый бой — он самый главный: дуэль силы воли и страха.
Враг готовился к броску.
— Стоять насмерть! — пронеслась команда по цепи бойцов, укрывшихся за брустверами. В такие мгновения хочется почему-то вспомнить всю свою жизнь, пусть короткую, но в которой — твои близкие, родные, любимая. Но нет, не получается, мысли путаются, а школьный романтизм и представление о войне перечеркивает реальность, и в ней ясно видится грань, за которой, возможно, уже тебя не будет.
Они шли черной лавиной под прикрытием танков. 500, 400 метров, 300...
— Огонь!
Один за другим гибли боевые товарищи. У виска пропела вражеская пуля, но, видно, как любил потом повторять Пантелеев,— не судьба. Следующая пуля попала в правую руку. Однако пулемет не смолк. Как это удалось Гавриилу, он не мог осознать и позже, в госпитале, но помнил одно — злость, невероятную, нечеловеческую ненависть к врагу. В том бою его расчет уничтожил 120 вражеских солдат и офицеров. А он, Пантелеев, паренек из далекого киргизского села, отмечен был Родиной, награжден орденом Красной Звезды.
Сражение за Волгу продолжалось. Пантелеев вернулся в строй, в роту лейтенанта Сенчило. И новый бой.
Гитлеровцы, на этот раз под прикрытием танков, предприняли уже третью атаку. Несколько часов длился бой. Три громадины были подбиты из противотанковых ружей, и вражеская пехота дрогнула. Пантелеев получил серьезное ранение, но не оставил поле боя. За стойкость, выдержку и отвагу командование представило сержанта Пантелеева ко второму ордену Красной Звезды и назначило его заместителем командира роты.
Когда он вернулся в свою часть после излечения, советские войска на Сталинградском фронте перешли в наступление, а затем окружили и ликвидировали 330-тысячную армию Паулюса.
18 февраля 1943 года лейтенант Пантелеев был принят кандидатом в члены ВКП(б). В своем заявлении он писал: «Прошу принять меня кандидатом в члены партии. Хочу окончательно очистить нашу землю от фашистских захватчиков, будучи коммунистом».
В марте 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий 72-я стрелковая дивизия, в которой служил Пантелеев, была удостоена звания гвардейской. Вскоре дивизия была переброшена под Белгород и заняла оборонительный рубеж в районе Безлюдовки около Северного Донца. Здесь Гавриилу Пантелееву было присвоено звание старшего лейтенанта; в июне он стал командиром стрелковой роты, а затем — начальником штаба батальона.
В ночь на 26 сентября 1943 года первый батальон 224-го гвардейского стрелкового полка 72-й гвардейской Красноградской стрелковой дивизии вышел к Днепру в районе Старого и Нового Орлика. Там за рекою, в селе Бородаевка, укрепился враг. Седой и медлительный Днепр, казалось, не участвовал в смертельном противоборстве людей. Он величаво нес свои воды, восхищая красотой.
Слова приказа были лаконичны: «Форсировать Днепр на подручных средствах, занять село Бородаевку и выбить противника с высоты, господствующей над селом». Начальник штаба батальона Гавриил Пантелеев приступил к подготовке операции по форсированию реки, послав на правый берег разведку. Разведчики не вернулись, и тогда Пантелеев принимает решение — разведку осуществить самому. Вот что сказано об этом факте в рапорте командира 224-го гвардейского стрелкового полка гвардии подполковника Уласовца: «В ночь на 26 сентября 1943 года старший лейтенант Пантелеев перебрался на правый берег реки Днепр, разведал местность для накопления сил батальона. При штурме деревни Бородаевка первым бросился в деревню и с криком «Ура!» повел батальон на взятие высоты. Лично уничтожил гранатами две огневые точки противника, где находилось 14 гитлеровцев, захватил два вражеских пулемета и пленил шесть солдат. При отражении контратаки проявил доблесть и геройство, воодушевил своим примером бойцов и командиров на стойкость и бесстрашие.
Лично в боевых порядках рот участвовал в отражении восьми контратак противника, был ранен, но продолжал вести бой...»
...До вражеских траншей оставались считанные метры. И каждый шаг контролировала смерть. Но бойцы не останавливались. Прекращали натиск лишь те, кого прошивали вражеские пули. Вот упал командир батальона, и Пантелеев принял командование. Он первым ворвался на позиции противника, за ним — весь батальон.
Он таким и остался навсегда в памяти всех бойцов, кто мчался за ним следом в стан врага: с вскинутой вверх и вперед рукой, с раскрытым в возгласе ртом — «Вперед! За Родину!»
Вражеская мина взорвалась у ног отважного командира, словно поставила точку. Но он выжил!
Ровно через месяц Михаил Иванович Калинин пожал руку Герою Советского Союза Гавриилу Фроловичу Пантелееву.

Затем были госпитали Харькова, Ташкента, Алма-Аты, Фрунзе.
К сожалению, люди не вечны, по их подвиг и пример — бессмертны. Вот о чем думалось мне, когда я читал сочинение школьника в селе Гавриловна Сокулукского района, на родине Гавриила Пантелеева.
Г. БЕЛОКОНЬ