Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец Мазков Евдоким Константинович

Герой Советского Союза Мазков Евдоким Константинович
Евдоким Константинович Мазков родился в 1922 году на станции Мартук Актюбинской области. С 1932 года проживал в городе Джалал-Абаде Киргизской ССР. Русский. Член КПСС. С июня 1941 года в Советской Армии. По спецнабору был зачислен курсантом в Чкаловское военное авиационное училище. Капитан. Летчик-штурмовик. Командир звена.
В Великой Отечественной войне принимал участие с апреля 1943 года в боях на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. За время пребывания на Юго- Западном фронте совершил 85 успешных боевых вылетов.
За успешные штурмовые удары по врагу при освобождении юга Украины в 1943 году был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды.
2 июля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, за проявленные отвагу и героизм был удостоен звания Героя Советского Союза.
Свои боевой путь Е. К. Мазков закончил в Прибалтике. В последние годы жил в городе Джалал- Абаде. Умер в 1980 году.
ЦЕНА КАЖДОГО БОЯ — ЖИЗНЬ
У входа в здание средней школы № 1 г. Джалал-Абада установлена мемориальная доска. Золотом горят слова: «В этой школе учились Герои Советского Союза Михаил Николаевич Бабкин и Евдоким Константинович Мазков».
Школа гордится своими питомцами. А было время, когда учителя не знали, как совладать с одним из них.

10 лет было Евдокиму, когда его родители переехали из Казахстана в Киргизию, в Джалал-Абад. Очень скоро он стал довольно заметной и известной фигурой в школе. Если возникала мальчишеская потасовка, было выбито окно в классе или срывался урок, в кабинет директора либо в учительскую вели Мазкова. Педагоги почти безошибочно определяли — без него здесь не обошлось.
Храбрости мальчишке было не занимать. И в честном кулачном поединке перед ним бывало пасовали подростки и постарше: таким неукротимым был его яростный пыл.
Еще в детстве увидел Евдоким, как низко над полем пролетел самолет. С тех пор, заслышав знакомый рокот, он непременно поднимал голову к небу и долго смотрел вслед уходящему самолету, пока тот не скрывался за гори¬зонтом. В те далекие босоногие годы и зародилась у него мечта стать летчиком.
Окончив 8 классов, Мазков уехал во Фрунзе и поступил в аэроклуб. По меркам тридцатых годов занятия проходили далеко за городом. Порой, не надеясь на попутный транспорт, пешком добирался подросток до летного поля, где поблескивали серебристые машины.
И в аэроклубе Евдоким как-то выделялся среди сверстников. Но уже не лихими выходками, а серьезным отношением к учебе, упорством в постижении секретов летного дела. Никакой работы не чурался он, лишь бы подольше побыть в аэроклубе, поближе к самолетам. И когда началась война, место Евдокима Мазкова в военном строю было уже предопределено. В первые же дни войны его направили в Чкаловское военное авиационное училище.
Чему в мирное время 18—19-летние юноши учились 4 года, их сверстники военной поры постигали менее чем за полгода. В ноябре 1942 года Мазкову было присвоено воинское звание сержант и выдано свидетельство на право летать пилотом на бронированном штурмовике «ИЛ-2».
«Летающим танком» уважительно и гордо прозвали этот самолет авиаторы. Он не имел равных себе в мире среди подобного класса машин и сразу же заставил противника особо опасаться его.
С первых дней фронтовой жизни попал молодой пилот в самое пекло войны. В составе 237-го штурмового авиаполка он воевал на Юго-Западном фронте, который в те ноябрьские дни 1942 года совместно с войсками Донского фронта участвовал в операции по разгрому фашистских войск фельдмаршала Паулюса в Сталинградском котле.
И вот первый боевой вылет. Цель шестерки «илов», в которую входил и самолет Мазкова, разбомбить позиции вражеской артиллерии. Как новичка Евдокима поставили в середину группы, чтобы более опытные летчики опекали и контролировали «соколенка» и спереди, и сзади.
Умело действуя, 20-летний сержант обстрелял цели снарядами, накрыл бомбами. Первый боевой вылет прошел без сучка без задоринки. И потянулись нескончаемой вереницей фронтовые будни. Каждый вылет — это ощутимые удары по врагу, его батареям, скоплениям живой силы и техники, коммуникациям и складам, аэродромам. Так что в трехдневном трауре, объявленном бесноватым фюрером по всей Германии по поводу сокрушительного поражения в Сталинграде, есть заслуга и бывшего воспитанника Фрунзенского аэроклуба Евдокима Мазкова.
С каждым вылетом совершенствовалось мастерство молодого летчика, приобретало ос-троту его тактическое мышление.
Вместе с числом боевых вылетов рос список уничтоженных Мазковым вражеских танков, автомашин с военными грузами, орудий полевой и зенитной артиллерии, складов с боеприпасами и горючим, самолетов, так и не успевших взлететь с аэродромов, гитлеровских солдат и офицеров.
Автору этих строк довелось жить по соседству с Евдокимом Константиновичем Мазковым, неоднократно беседовать с ним. Вспоминаются размышления бывшего военного летчика о том, какое это нелегкое место работы — небо войны.
— Казалось бы, каждый боевой вылет — это каких-нибудь полтора-два часа работы,— рассказывал пилот. — А непосредственное выполнение задания — обстрел врага, бомбежка его позиций — вообще дело считанных минут.
Но нервное и физическое напряжение в эти минуты такое, что некоторые наши ребята, вернувшись на свой аэродром, не могли без посторонней помощи вылезти из кабины самолета.
Бывало, что у молодого летчика за несколько минут боя появлялась седина в волосах.
В мае 1943 года за успешное и образцовое выполнение боевого задания Мазкову было присвоено звание младшего лейтенанта, а месяц спустя, за участие в Сталинградской битве и проявленные при этом мужество и самоотверженность его награждают орденом Красной Звезды.
После Сталинградской операции Евдоким со своими товарищами участвовал в освобождении Белгорода, сражался за расширение плацдарма на правом берегу Днепра. Не было в летной практике киргизстанца случая, чтобы он вернулся в полк, не выполнив боевого задания. Всегда и везде Евдоким искал боя, а не бежал от него. Таков уж был у пилота характер. И в бою он нередко побеждал благодаря неукротимой отваге, забывая подчас, что цена каждого боя — жизнь.
В октябре Мазков получил важное, сопряженное с немалым риском для жизни задание. Требовалось сфотографировать оборонительные позиции гитлеровцев у нескольких железнодорожных мостов через Днепр в районе Запорожья.
Известно, как усиленно охраняли фашисты эти важные в стратегическом отношении объекты от нападения как с воды и суши, так и с воздуха.
— Ну, младший лейтенант, выполнишь задание, готовь в гимнастерке дырочку для третьего ордена,— не то в шутку, не то всерьез напутствовал перед полетом Евдокима, представленного к тому времени за бои при освобождении Белгорода к награждению орденом Отечественной войны I степени, командир эскадрильи,
И без того сложное задание серьезно затруднялось тем, что выполнять его нужно было в ясную солнечную погоду, когда четко просматриваются все объекты и можно вести воздушную фотосъемку. Но ведь в такую погоду и вражеские зенитчики находятся в повышенной боевой готовности, и сам штурмовик становится довольно удобной мишенью для неприятельских зениток.
Уже на подступах к первому мосту «ИЛ-2» был встречен массированным огнем. Небо вокруг самолета покрылось вспышками от разрывов зенитных снарядов, прошилось пунктирами трассирующих пуль. И все же бесстрашный летчик сумел найти брешь в этом огненном смерче, прорвался к объекту и ловко маневрируя, заснял его.
Мастерство и выдержка, хладнокровие и отвага сослужили пилоту добрую службу и при выполнении остальной части задания.
С пробоинами на плоскостях и фюзеляже штурмовик все же вернулся на свою базу. За этот подвиг Евдоким Мазков был награжден орденом Красного Знамени.
Примерно в это же время ему было присвоено очередное воинское звание — лейтенанта, и он был назначен командиром звена. Теперь уже Евдокиму приходилось отвечать и за действия подчиненных, брать на себя основную долю ответственности за выполнение боевых заданий.
В начале 1944 года отважного пилота принимают в ряды ленинской партии. В те суровые годы считалось особо почетным и ответственным делом идти в бой коммунистом. Не было, наверное, в Красной Армии бойца, который не мечтал о такой высокой чести. Хотя на фронте принадлежность к Коммунистической партии большевиков давала лишь одно право — первым подниматься в атаку, впереди всех идти в минуты смертельной опасности.
Пользуясь этим правом, еще неустрашимее рвался в бой Евдоким, еще сокрушительнее наносил он бомбовые и пушечные удары по врагу, еще беспощаднее был его пулеметный огонь. В боях за освобождение Украины от фашистской нечисти звено Мазкова ежедневно совершало в день по несколько боевых вылетов. Менее чем за месяц на счету звена их набралось 175. За это время только по подтвержденным экипажами других самолетов данным Мазков и его товарищи уничтожили 17 танков, 7 самолетов на вражеских аэродромах, два эшелона с боеприпасами и военной техникой, 9 батарей полевой артиллерии, 7 зенитных орудий, 5 складов с боеприпасами и горючим, 235 автомашин с военными грузами, несколько сот вражеских солдат и офицеров.

Вскоре после освобождения Никополя и Кривого Рога 237-й штурмовой авиаполк был передан 62-й армии Василия Ивановича Чуйкова, переименованной за участие в Сталинградской операции в 8-ю гвардейскую армию.
В ходе боев за освобождение юга Украины Мазков был награжден вторым орденом Красного Знамени, ему было присвоено звание старшего лейтенанта. А непродолжительное время спустя 237-й авиаполк торжественно отмечал большое и радостное событие: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1944 года большая группа летчиков, стрелков, авиатехников была награждена орденами и медалями, а майору Данильченко, капитану Быкову и старшему лейтенанту Мазкову было присвоено звание Героя Советского Союза. На торжественном митинге по этому случаю Герои-летчики поклялись оправдать высокое звание, делом ответить на награды Родины, приумножить счет сокрушительных ударов по врагу.
После вручения Мазкову «Золотой Звезды» Героя и ордена Ленина, ему предоставили краткосрочный отпуск с поездкой на родину. Радостно встречали джалалабадцы земляка- Героя. Его приглашали па заводы, фабрики, в близлежащие колхозы. И Евдоким никогда не отказывал. Охотно встречался с рабочими, колхозниками, служащими, ибо видел, как нужно им живое слово фронтовика, непосредственного свидетеля и участника беспримерной борьбы с фашистскими захватчиками, как воодушевляют их на новые трудовые свершения его рассказы о стойкости и отваге советских бойцов, разгроме врага, стремительном наступлении Красной Армии на всех фронтах.
В ходе этих встреч Герой призывал земляков трудиться еще ударнее и самоотверженнее в тылу и в свою очередь обещал бить врага еще крепче, чтобы скорее изгнать фашистского зверя с нашей земли, закончить войну в его логове.
По возвращении на фронт, помня слово, данное землякам, Евдоким продолжал уверенно наращивать счет боевым вылетам.
В конце июля 1944 года полк перебазировался на 3-й Прибалтийский фронт, где развернулись ожесточенные бои за города Псков, Холм, Остров. Враг создал здесь мощный оборонительный заслон. Однако наша пехота, энергично поддерживаемая артиллерией и авиацией, успешно преодолела этот оборонительный рубеж. Атакующий вал неудержимой лавиной покатился к Риге. За успешное ведение боевых операций в составе 3-го Прибалтийского фронта 22-летнему пилоту из Киргизии было присвоено звание капитана.
В один из осенних дней на исходе октября 1944 года после успешного штурмового удара самолет Мазкова возвращался на базу. Вдруг из-за облаков вынырнула группа «мессершмиттов». Как стервятники набросились фашистские истребители на штурмовик. В неравном бою самолет Мазкова был прошит пулеметной очередью.
Евдоким был тяжело ранен: вражеская пуля, попав в голову, снесла часть лобной кости.
В полусознательном состоянии, огромным усилием воли, практически вслепую из-за крови, заливавшей лицо, Мазков дотянул самолет до земли и посадил его.
Врачам удалось спасти жизнь Героя, но дорога в небо для военного летчика была закрыта навсегда.
После долгих месяцев лечения в госпитале Евдоким Мазков вернулся в Джалал-Абад. Персональный пенсионер союзного значения, он вел общественную работу в городском комитете ДОСААФ.
Рана, полученная в бою, сказалась через три с лишним десятилетия. Не дожив до 60 лет, Герой Советского Союза Евдоким Константинович Мазков умер в городе Джалал- Абаде. В парке им. ВЛКСМ, у памятника джалалабадцам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны, у Вечного огня жители города отдали последние почести Герою-земляку.