Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец Панфилов Дмитрий Иванович



Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Панфилов Дмитрий Иванович

Герой Советского Союза Панфилов Дмитрий Иванович


Дмитрий Иванович Панфилов родился в 1912 году в селе Бурлин Бурлинского района Западно-Казахстанской области. До войны жил и работал шофером в городе Джалал-Абаде. Русский. Член КПСС. С июля 1941 года призван в Советскую Армию. Младший лейтенант. Командир танкового взвода.

В Великой Отечественной войне участвовал на Западном, Калининском и 2-м Украинском фронтах. На подступах к

Москве принял первое боевое крещение. Участвовал в боях на Днестре. В марте 1944 года за смелость, проявленную в бою с вражескими танками в районе станции Шполы, был награжден орденом Красного Знамени.

От Подмосковья до Эльбы — таков боевой путь танкиста Д. И. Панфилова. 24 марта 1945 года за проявленные мужество и героизм на фронтах борьбы с немецко-фашистскими захватчиками ему присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны Герой возвратился к мирному труду. В настоящее время Д. И. Панфилов живет в городе Джалал-Абаде Киргизской ССР, работает на заводе штепсельных разъемов.

КОМАНДИР СЧАСТЛИВОЙ ТРИДЦАТЬЧЕТВЕРКИ

Природа щедро одарила Дмитрия Панфилова. Стройный, подтянутый, с внешностью киноактера, он и характером обладал прямым, веселым, общительным. По характеру выбрал себе и профессию — шофера, чтобы быть постоянно в движении, все время с людьми.

Это сейчас профессия шофера — самая распространенная на земле. А в те тридцатые предвоенные годы в небольшом городке Джалал-Абаде, на юге Киргизии, шоферов можно было по пальцам пересчитать. Завидев издали облако пыли, поднимаемое колесами «полуторки» или ЗИС-5, мальчишки гурьбой выбегали на дорогу и долго бежали вслед за машиной.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Панфилов Дмитрий Иванович

Пределом мечтаний многих мальчишек довоенного Джалал-Абада было стать шофером, как Панфилов.

Так бы и ходил Дмитрий в кумирах джалалабадской ребятни, да жизнь распорядилась по-своему. Началась война.

Услышав о вероломном нападении гитлеровской Германии, не раздумывал долго Панфилов. Вывел из гаража свою «полундру», как окрестил сам шофер полуторатонку, и прямым ходом направился в военкомат.

Через несколько дней, в июле 1941 года, отправился Дмитрий Иванович Панфилов на защиту Москвы. Шел ему в ту пору двадцать девятый год.

На подступах к Москве принял воин из Киргизии свое боевое крещение. Там, в самые тяжелые для страны дни войны, впервые вдоволь хлебнул военного лиха. За полтора года под обстрелом неприятельских орудий, бомбежкой, порой через минные поля исколесил Панфилов тысячи километров трудных фронтовых дорог, участвовал в разгроме ненавистного захватчика под Москвой.

— Как-то вез,— вспоминает Дмитрий Иванович,— боевого генерала. Ну, и засекли нас на вражеской стороне.

Открыли бешеный огонь. Пришлось мне тогда показать все, на что был способен. Вертелся со своей машиной, как уж на горячей сковородке. Повезло нам в тот день. Простреливаемую зону проскочил благополучно. Довез я генерала до места назначения живым и невредимым.

— Молодец, солдат, лихой водитель! — похваливал генерал Панфилова.— Славный бы из тебя танкист вышел.

Эта памятная поездка предопределила дальнейшую фронтовую судьбу киргизстанца. Вскоре направили его в Первое танковое Саратовское училище. Обучение велось ускоренными темпами. Вместо трех лет учебы — один год.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Панфилов Дмитрий Иванович

Главным считалось обучить курсанта вождению танка, стрельбе и умению обращаться с рацией.

Понимал Панфилов, как нужны танкисты там, на передовой, а потому времени даром не терял. Перед собой он поставил задачу в короткий срок овладеть машиной на «отлично» и так же на «отлично» научиться стрелять. Это -умение, или напротив, неумение, на фронте станет вопросом жизни и смерти. Чтобы уверенно побеждать врага в бою, нужно было быть не просто мужественнее его, но и быстрее, точнее, умнее. В короткое время Дмитрий овладел танком и на выпускном экзамене показал себя с лучшей стороны как на танкодроме, так и на полигоне для учебных стрельб.

На исходе 1943 года командир танка, младший лейтенант Дмитрий Панфилов воевал уже в составе 2-го Украинского фронта. Боевой семьей ему стал второй батальон 170-й танковой Кировоградской Краснознаменной бригады, которая вела тяжелые бои за освобождение Винницы на подступах к Днестру.

Первые же бои показали, что в младшем лейтенанте удачно сочетались мужество и отвага с хладнокровием и расчетливостью. Эти качества помогали ему из любого боя выходить с неповрежденной машиной, готовой к новым сражениям.

Командование батальона быстро заприметило сметливость командира танка Панфилова. Вскоре ему поручили командовать танковым взводом.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Панфилов Дмитрий Иванович

Уничтожить как можно больше живой силы и техники врага и не потерять при этом своих— вот правило, которым руководствовался Панфилов в бою. С вполне понятной гордостью рассказывает сегодня 72-летний ветеран, что за все годы войны он лично потерял один-единственный танк, да и тот не в бою, а из-за технической неисправности.

Не очень много боевых машин было потеряно в целом его взводом, а потом и танковой ротой, которой доверили командовать лейтенанту Дмитрию Панфилову.

— А мало у нас было потерь,— вспоминает Дмитрий Иванович,— потому, что соблюдали мои ребята три непреложных правила. С самого начала раз и навсегда запретил я своим танкистам идти в бой кучно. Взвод ли был у меня из трех машин или рота из десяти, всегда приказывал ребятам рассыпаться веером. Сам непременно шел в центре атаки.

Второе условие — перед боем ни грамма алкоголя. Последнее дело занимать отвагу у водки, Спасти это вряд ли спасет, а вот погубить может.

И третье — в бой всегда идти с бодрым настроением и высоко поднятой головой, с улыбкой на лице. Идти с единственной мыслью: громить врага, побеждать его, а не погибать.

Ведь сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть. И участь сражения прежде всего решает та неуловимая сила, которая называется духом войск, духом армии.

Как-то на исходе марта 1944 года взводу лейтенанта Панфилова поручили провести разведку боем в районе станции Шполы. На подходе к станции гитлеровцы организовали довольно мощный огневой заслон. Трем советским танкам противостояли две самоходные пушки, два бронетранспортера и три танка фашистов. Развернувшись широким фронтом, на полном ходу ринулись на врага три краснозвездных бронемашины.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Панфилов Дмитрий Иванович

Завязался неравный бой. Скорость, маневренность, натиск предопределили исход боя в пользу Панфилова и его товарищей. Уничтожив неприятельский танк и две пушки, советские танкисты обратили врага в бегство. Задание командования было выполнено. Из этого рейда взвод вернулся не только с ценными разведданными, но и с богатыми трофеями.




Вскоре после этого боя Панфилова вызвали в штаб и приказали принять командование, как говорит сегодня сам Дмитрий Иванович, ротой «валечек». Так советские танкисты называли английский танк «Валентин». И тут Панфилов проявил свой прямой и горячий характер. Без обиняков заявил: «Отправляйте хоть в штрафбат, хоть под расстрел, но роту «Валентин» не приму».

— Разве это машины? — и сегодня недоумевает Панфилов,— Высокая, узкая. Чуть овраг или кювет — так и заваливается. Да и в бою этот тихоходный, неманевренный танк — хорошая мишень для врага.

Вышел лейтенант из штаба, а у самого на душе неспокойно: что если и впрямь за неподчинение приказу — в штрафбат.

Но то ли по душе пришлась командованию прямота и горячность танкиста, то ли успел уже Дмитрий Панфилов заслужить добрую славу в боях, только пошли ему навстречу. Дали роту Т-34.

О легендарной тридцатьчетверке Панфилов может с восхищением говорить бесконечно. Что ж, машина действительно того заслуживает. Знаменитый Т-34 единодушно был признан лучшим танком второй мировой войны. Скоростной и маневренный, покрытый вязкой, цельносварной, установленной под определенным углом броней, простой в управлении, надежный и безотказный в работе, этот танк сыграл важную роль в достижении нашей Победы.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Панфилов Дмитрий Иванович

Как говорит Дмитрий Иванович, ни хваленый «тигр», ни «пантера», ни «фердинанд» не могли противостоять Т-34.

Гитлеровский генерал Гудериан вынужден был признать: «...18-я танковая дивизия получила достаточно полное представление о силе русских, ибо они впервые применили свои танки Т-34, против которых наши пушки в то время были слишком слабы».

Географию побед ветеран-танкист вспоминает по своим боевым наградам. Орден Красного Знамени, например,— за операцию в районе города Хуши в Румынии. Рота получила задание отрезать пути отступления частям противника.

Скрытно пробравшись в тыл врага, танкисты выбрали естественное укрытие недалеко от шоссе. Ждать пришлось недолго. В августе 1944 года враг отступал куда быстрее, чем наступал в 1941 году. Пропустив пехоту противника, Панфилов с боевыми друзьями ударили из укрытия по вражеским танкам. Выведя их из строя, колонна тридцатьчетверок неудержимой лавиной обрушилась на пехоту и артиллерию неприятеля.

— Удалось потрамбовать немножко, пока враг был в панике,— вспоминает Панфилов.— Несколько пушек вмяли в землю, живую силу потрепали. Сколько чего уничтожили в том бою — точно сказать не могу.

Пока рота Панфилова наводила панику на отходящие части противника, основные силы 170-й Кировоградской танковой бригады заняли переправу на реке Бырлад и замкнули кольцо окружения, преградив неприятелю путь к городу Хуши.

Поняв, что попали в западню, фашисты решили прорвать кольцо окружения в наиболее уязвимом месте — на участке роты Панфилова.

Раз за разом поднимались гитлеровцы и их румынские приспешники в атаку, но всякий раз откатывались назад под беспощадным огнем советских танков. Более суток танковая рота удерживала в кольце значительно превосходящие силы противника. И когда у Панфилова и его товарищей был на исходе боезапас, когда с каждым разом все труднее становилось отражать отчаянный натиск гитлеровцев, пришла помощь товарищей. Поняв, что сопротивление бесполезно, фашисты сдались.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Панфилов Дмитрий Иванович

И подобные операции стоят за каждой боевой наградой. Орден Отечественной войны — за Бухарест, медали «За взятие Будапешта» и «За взятие Вены» говорят сами за себя.

Заканчивал войну Дмитрий Иванович Панфилов в составе отдельной 18-й танковой дивизии. Где складывалось трудное положение, где нужны были свежие силы или подкрепление, туда бросали на помощь отдельную 18-ю.

Запомнилась Панфилову и одна из послед-них боевых операций на подходе к столице Венгрии у озера Балатон.

Нужно было не пропустить вражеское подкрепление, рвавшееся на помощь агонизирующим частям в Будапешт.

За 12 дней маневренного марша с боями, через леса и болота 18-я дивизия вклинилась в тыл врага на 180 километров и заняла подступы к берегам Дуная, контролируя автостраду на Будапешт. Позиция была занята с точным расчетом. Гитлеровская группировка, пытавшаяся прорваться к Будапешту, была наголову разгромлена.

Здесь, как и в других боях, вновь отличилась рота Панфилова, уничтожившая несколько танков, много другой техники и живой силы.

Менее чем за полтора военных года танкист из Киргизии прошел с боями славный путь от священных просторов России до Вены. За боевые подвиги, личное мужество и героизм командование представило Панфилова к высшей награде Родины — ордену Ленина и «Золотой Звезде» Героя Советского Союза. Все танкисты его роты были представлены к награждению орденами и медалями.

Но не только победами, лихими рейдами и атаками, боевыми орденами и медалями отмечен фронтовой путь Героя.

Были на этом долгом и многотрудном пути и невосполнимые потери, были горе и кровь. Сам Панфилов был трижды ранен, но всякий раз, залечив раны, возвращался в строй, догонял свою танковую бригаду. Вот почему, хоть и минуло сорок лет со дня Великой Победы, но жива в сердце ветерана память о войне. Не забываются суровые испытания, выпавшие на долю нашего народа, ни днем, ни ночью, ни во сне.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец  Панфилов Дмитрий Иванович

Высшую награду Родины Дмитрий Иванович получил в самом конце войны, на поле боя под Веной, считай, перед самым выездом на Парад Победы, участником которого ему посчастливилось быть. И когда на Красной площади, чеканя шаг, советские солдаты направились к Мавзолею В. И. Ленина, и с глухим стуком полетели на гранитные плиты трофейные фашистские знамена и штандарты, огромное чувство радости и гордости захлестнуло Дмитрия Панфилова. Радости от сознания того, что тяжелая война выиграна, и гордости — от сознания честно и до конца выполненного долга.

В. ТИМИРБАЕВ


Оставить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent