Кыргызский легпром в кризисе. Почему грузы застряли на границе с Россией?

Сергей Гармаш Экономика
VK X OK WhatsApp Telegram
В Кыргызстане швейная отрасль сталкивается с новым кризисом, причиной которого не стали ни нехватка заказов, ни дефицит рабочей силы. Основным фактором стали ужесточенные меры контроля на границе с Казахстаном, введенные Россией.

Как сообщает 24.kg, Зарлык Иманкулов, один из членов правления ассоциации «Легпром», сообщил, что с сентября текущего года наблюдаются серьезные задержки грузов на границе Казахстана и России. Это создает трудности для российских заказчиков, которым не удается получить свои товары, а кыргызские производители не могут получить оплату за уже отправленные партии.

Причины возникновения ситуации


По словам Иманкулова, основная проблема касается производителей одежды, сотрудничающих с платформой Wildberries. В 2023 году порядка 15 тысяч индивидуальных предпринимателей из Кыргызстана продавали свои товары именно через эту торговую площадку.

«Отгружаемые товары направляются на склады Wildberries в России. Мы уплачиваем НДС в Кыргызстане, а импортер — в России. Однако теперь мобильные группы проверяют грузовые автомобили на границе и требуют подтверждение уплаты НДС. В итоге, грузовики не пропускают и образуются задержки», — пояснил представитель ассоциации.
На границе образовалась очередь из 12 тысяч грузовиков, но сейчас их количество снизилось до одной тысячи.
Иманкулов добавил, что ранее контроль проводился после прибытия товара на склад, а теперь все проверки осуществляются на границе, где у перевозчиков нет всех необходимых документов.

По мнению эксперта, сложилась законодательная ситуация, в которой индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать НДС в России, но не имеют возможности это сделать.

Азамат Керимбек уулу, работающий в швейной отрасли, поделился, что его груз на сумму 16 миллионов сомов два месяца находился на границе.

«Согласно указу президента России, товар, ввезенный на территорию РФ, должен быть оформлен на российское юридическое лицо. Ранее наши предприниматели могли просто завозить товар через карго, но теперь нужен контракт с российским получателем, который также должен уплатить 20% ввозного НДС. Однако многие из нас зарегистрированы как кыргызские юрлица. Мы хотим исполнять свои обязательства, но не имеем возможности», — отметил он.

Стратегическая важность рынка


Зарлык Иманкулов утверждает, что это не единственные трудности, с которыми сталкиваются кыргызские швейники, работающие на российском рынке.

Товары из Кыргызстана, которые маркированы в системе «Честный знак», считаются «сомнительными» до момента их ввода в российский оборот. После ужесточения контроля, российская сторона требует, чтобы товары вводились в оборот на границе, что затрудняет ситуацию, так как груз все еще находится в Казахстане.
Кроме того, из-за санкций многие импортеры не могут переводить деньги кыргызским предприятиям, что создает дополнительные проблемы. Это касается 70% банков.
«При создании ЕАЭС предполагалось, что будут действовать принципы свободного движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы. В настоящее время эти принципы нарушаются, особенно в швейной отрасли. Необходима активная работа Евразийской экономической комиссии для устранения барьеров и стагнации. Если ничего не изменится, возможно, стоит отказаться от ЕАЭС и уплачивать таможенные пошлины, что было бы проще и дешевле», — добавил Иманкулов.

Он также упомянул, что многие малые предприятия закрываются, так как их товары по-прежнему задерживаются на границе, а новые заказы невозможно выполнить. Это приводит не только к убыткам для предпринимателей, но и к потере рабочих мест для швей, что негативно сказывается на экономике страны.
Азамат Керимбек уулу сообщил, что его предприятие сократило производство. Если раньше они шили 20 тысяч единиц одежды в месяц, то сейчас — только 10 тысяч.
«Многие из нас имеют кредиты, сталкиваются с кассовыми разрывами, не могут вовремя оплачивать счета. Это приводит к увольнениям сотрудников, включая иностранных работников, что создает дополнительные трудности. Обязательства перед поставщиками остаются, и ситуация становится все более тяжелой», — добавил он.

В России бизнесмены, работающие с кыргызскими швейниками, также терпят убытки, так как не успевают получить сезонную продукцию. В результате они начинают рассматривать другие рынки, такие как Китай, где стало проще работать.

К сожалению, кыргызские швейники не могут найти альтернативу.
Читайте по теме
Кыргызстан и Казахстан стали лидерами в ЕАЭС по росту грузоперевозок
«Мы находимся в невыгодном логистическом положении, и выход на рынки Европы или Америки пока невозможен. Хотя наши производители отправляют товары в Казахстан, Узбекистан и даже в Европу, объемы невелики. Россия является стратегически важным рынком для легкой промышленности Кыргызстана. Мы не можем его потерять, так как легкая промышленность занимает второе место по объему экспорта и потеря этого сектора приведет к серьезным экономическим последствиям», — заключил Зарлык Иманкулов.

Варианты решения проблемы


Азамат Керимбек уулу отметил, что представители швейной отрасли Кыргызстана обсуждали различные пути решения возникших проблем на встрече с министром экономики и коммерции.

«Я увидел, что министр экономики действительно стремится решить проблему. Власти начали слышать бизнес и это внушает надежду. Необходимо рассмотреть разные варианты, которые будут выгодны как для нас, так и для российской стороны», — отметил он.

Асель Атабекова, член совета Торгово-промышленной палаты, подтвердила, что кыргызские производители одежды сталкиваются с беспрецедентными задержками на границах из-за ужесточенного контроля со стороны российских таможенников и новых требований к маркировке и подтверждению происхождения товаров.


Даже предприятия, работающие «по-белому», оказались заложниками новой бюрократической волны.

Асель Атабекова

Она добавила, что сложившаяся ситуация выявила не только административные барьеры, но и теневые механизмы в логистике. Некоторые транспортные компании начали требовать завышенные тарифы за «ускоренное прохождение» границы, что фактически превращается в скрытую коррупцию.

Атабекова отметила, что правительство Кыргызстана активно участвует в решении проблемы.


Представитель Торгово-промышленной палаты добавила, что необходимо создать реестр сертифицированных логистических компаний, которые будут нести ответственность за качество груза и корректность документации, а также отказаться от смешанных фур и «серых» схем.
Каждая партия должна иметь прозрачный документальный след от фабрики до получателя в России. Это позволит честным предпринимателям работать открыто, а недобросовестным участникам рынка — уйти из тени.
Кроме того, Асель Атабекова считает, что нужна программа страхования логистических рисков, чтобы предприятия могли компенсировать убытки от простоев. Она добавила, что необходимо создать экспортный центр легкой промышленности для консультаций по вопросам маркировки, логистики и налогообложения.

Нынешний кризис — это возможность для перестройки системы, чтобы сделать её более справедливой и устойчивой, заключила член совета Торгово-промышленной палаты.
VK X OK WhatsApp Telegram

Читайте также:

Меж двух огней

Меж двух огней

Повлияют ли экономические санкции России против Турции на кыргызско-турецкие деловые отношения?......

Написать номментарий: