
Марк Берман делится простым и доступным способом борьбы с перенапряжением
Несмотря на то, что люди всегда искали утешение в природе, долгое время оставалось загадкой, почему это работает. Стивенсон в своих произведениях описывал, что лес привлекает нас не только своей красотой, но и атмосферой. Однако, что же стоит за этим ощущением, и как оно влияет на нас?
В своей книге «Природа и разум: как природа улучшает наше физическое, психологическое и социальное благополучие» нейробиолог Марк Берман анализирует, как природные условия влияют на здоровье. Он начинает с исследования, проведенного в 2008 году в Мичиганском университете, когда будучи аспирантом, работал с научными руководителями.
В рамках исследования участникам были предложены сложные задания на память, включая задачу на воспроизведение цифр в обратном порядке. После выполнения тестов участники отправлялись на прогулку длиной 4,5 километра — либо по городской местности Анн-Арбора, либо по университетскому дендрарию. Результаты показали, что прогулки по городу не оказывали заметного влияния на результаты, в то время как время, проведенное в парке, улучшало результаты тестов на 20%. Сравнение изображений природы и городской среды также дало положительные, хотя и менее выраженные результаты.
«Ранее проводились опросы о том, как люди чувствуют себя после времени, проведенного на природе, однако ни одно из них не оценивало влияние природы на когнитивные функции с помощью объективных данных», — отмечает Берман.
По мнению Бермана, внимание является ключевым элементом когнитивных процессов. Он подчеркивает важность направленного внимания, позволяющего фильтровать информацию и сосредотачиваться на главном. «Это позволяет нам принимать взвешенные решения и предотвращает вспышки агрессии, — поясняет он. — Внимание помогает сосредоточиться на задачах, когда это необходимо».
Крис Хейс, политический комментатор и автор книги «Зов сирены», подчеркивает, что в современном мире, насыщенном отвлекающими факторами, внимание стало уязвимым ресурсом. Компании создают продукты и услуги, которые удерживают пользователей в сети, отвлекая их от более важных задач.
Берман, основатель Лаборатории экологической нейробиологии Чикагского университета, выражает обеспокоенность по поводу этой тенденции, ведь направленное внимание — это не просто важная способность, но и ресурс, который легко исчерпывается. «Мы истощаем наше внимание до предела, — предупреждает он. — Это угрожает нашим отношениям и полноценной жизни».
Ученый поддерживает «Теорию восстановления внимания», разработанную психологами Капланами из Мичиганского университета, которая утверждает, что природа является ответом на истощение внимания. Природные стимулы, такие как шорох листьев или облака на небе, не требуют такого же уровня внимания, как искусственные сигналы, например, уведомления с мобильного телефона. Эти природные звуки создают особую атмосферу, которая помогает расслабиться и восстановить силы.
Исследование 2008 года стало одним из первых, подтверждающих теорию восстановления внимания. Полученные результаты вызвали у Бермана новые вопросы: как долго действует этот восстановительный эффект? Как его можно использовать на практике?
В последующем исследовании Берман и его команда изучали людей, страдающих от депрессии. Участники выполняли аналогичные задания на запоминание перед и после прогулок. Перед прогулками их настраивали на негативные мысли, что характерно для депрессивных состояний. Участники, гулявшие на свежем воздухе, продемонстрировали значительное улучшение когнитивных функций.
«Это выглядело как чудо, произошедшее менее чем за час: терапия без побочных эффектов, доступная каждому и бесплатная», — делится впечатлениями Берман. Это подтверждается также исследованиями из Иллинойсского университета, которые показали, что у детей с СДВГ, проводивших время в зеленых зонах, наблюдалось меньше симптомов по сравнению с теми, кто находился в искусственной среде. Одно из исследований показало, что эффект от прогулки в парке у детей с СДВГ был сопоставим с действием специального медикамента.
Интересным является то, что не обязательно любить природу, чтобы ощущать ее пользу. Участники экспериментов не всегда сообщали об улучшении настроения, но их внимание улучшалось. «Хорошее лекарство не всегда приятно на вкус», — заключает Берман.
В других исследованиях Берман исследовал, какие особенности природы обеспечивают этот эффект. Участникам предлагали оценить фотографии природных и искусственных объектов. Он выделил четыре ключевых качества, которые считаются «природными»: наличие изогнутых линий, отсутствие прямых форм, преобладание зеленых и синих оттенков и фрактальные узоры, повторяющиеся в разных масштабах. Фракталы встречаются в природе: от ветвей деревьев до узоров снежинок.
«Естественные кривые и фракталы обладают легким очарованием, так как они сочетают в себе сложность и предсказуемость, — отмечает Берман. — Они не слишком сложны, чтобы быть непонятными, и не слишком предсказуемы, чтобы вызывать скуку. Они находятся в активном равновесии, как, например, бурный водопад или горящий костер, завораживающие нас».
С помощью искусственных нейронных сетей Берман и его коллега выяснили, что изображения с природными элементами запоминаются хуже, чем городские. Это говорит о том, что для восприятия природы требуется меньше направленного внимания. Когда мы, например, смотрим на дерево с множеством листьев, мы не обращаем внимания на каждый лист, а сосредотачиваемся на общих характеристиках дерева, освобождая умственные ресурсы для других задач.
Эти открытия имеют большое значение для дизайна, как для людей, которые могут легко внедрять растения и натуральные материалы в свои дома, так и в более широком масштабе. Лаборатория Бермана работает над тем, чтобы объединить нейробиологию и городское планирование, улучшая дизайн городов. Он утверждает, что доступ к природе должен рассматриваться как основное право человека, а не как привилегия. Особенно важно создать больше зеленых зон в городах, где проживает большая часть населения мира.
«Если мы не будем исследовать, как природа может улучшить здоровье, то только богатые смогут иметь постоянный доступ к тем средствам, которые поддерживают здоровье, — подчеркивает он. — В результате бедные будут лишены этого доступа и будут получать послания о том, что природа — это не для них».
В книге Бермана ощущается разочарование и горечь от того, что многие недооценивают природу. Однако в его живом и доступном стиле повествования звучит оптимистичный тон. Он напоминает: «Мы — это то, что мы есть, не только благодаря индивидуальным факторам, но и благодаря окружающей среде и тому, как индивидуальные особенности взаимодействуют с ней, формируя нас».
«Наука показывает, что доступ к зеленым зонам может изменить сознание людей гораздо больше, чем мы можем себе представить», — завершает он.
Источник