Эта инициатива появилась в свете убийства 17-летней Айсулуу, которое произошло 27 сентября 2025 года.
Президент Садыр Жапаров поручил администрации президента КР и Жогорку Кенешу разработать поправки к Уголовному кодексу, которые предусматривают смертную казнь за насилие над женщинами и изнасилование детей.
Тем не менее, правозащитные и международные организации выразили протест против этой инициативы.
Стоит отметить, что в Кыргызстане смертная казнь действовала до 1998 года, когда был введен мораторий, а в 2007-м она была полностью отменена. Поскольку статистика по смертной казни считалась государственной тайной, точное количество таких приговоров в 90-е годы остается неизвестным. Однако правозащитники собирали информацию, и некоторые дела остались в памяти адвокатов.
Адвокат Усенбаев рассказал Kaktus.media, что в 90-х он работал государственным защитником и сталкивался с вынесением смертных приговоров трижды. В двух случаях приговоры были приведены в исполнение, но в одном деле ему удалось добиться пересмотра.
Судебное дело Николая С.
Согласно данным Amnesty International, Николай С. был осужден Чуйским областным судом 22 апреля 1996 года на смертную казнь за преднамеренное убийство и покушение на убийство.Как отметил адвокат Усенбаев, он присоединился к делу на стадии рассмотрения в Бишкекском городском суде. Обвиняемый имел предыдущие судимости за разбой, и в то время дела рассматривались сразу судом второй инстанции.
"Мне сообщили, что смертный приговор будет вынесен, так как жертвой стал сын заместителя председателя Бишкекского городского суда. Тем не менее, я продолжил работу. Важно отметить, что орудием убийства не был шпатель, а крепежка для деревянных рам, которая была представлена как орудие," - вспоминает он.
Усенбаев подчеркнул, что приговор был основан на признательных показаниях, которые были даны под давлением, а Верховный суд КР оставил решение без изменений.
"Подсудимый признался под пытками," - делится адвокат.Сестра Николая, не согласная с приговором, обратилась за помощью к адвокату, и они подали прошение о пересмотре дела, но суд отклонил его. Адвокат также составил прошение о помиловании.
"Эти документы Николай должен был подписать сам, - рассказывает адвокат. - Я пришел к нему в камеру смертников. Перед визитом я купил ему Библию. По сути, я шел прощаться с ним."
Сестра Николая, исчерпав все внутренние возможности, обратилась в Amnesty International в Лондоне. Это действие дало результаты. Amnesty International обратилась в МИД Кыргызстана, и министерство связалось с адвокатом.
"Я пришел в министерство и рассказал все подробности дела. В результате МИД направил заявление с просьбой о пересмотре дела в Верховный суд. Тогда еще была практика рассмотрения таких дел пленумом. В итоге смертная казнь была заменена на 14 лет," - отметил адвокат.
Николай С. отбывал свой срок в колонии в Новопокровке, и в 2003 или 2004 году он написал своему адвокату с просьбой о встрече. Усенбаев согласился.
"Я поехал к нему, он уже отбыл 8 лет из 14. Он пригласил меня в колонию, чтобы рассказать о том вечере, который изменил его жизнь. Николай сказал, что в колонии встретил односельчанина, который утверждал, что знает, кто на самом деле убил. Однако доказать это было невозможно," - завершает он.
После этого адвокат Усенбаев больше ничего не слышал о Николае С.
"Я против смертной казни, так как это не решение проблемы преступности. Каждое преступление должно рассматриваться индивидуально," - подводит итог адвокат.