В ходе проверки акыйкатчи выявили множество системных проблем и нарушения прав пациентов, что свидетельствует о низком уровне оказания онкологической помощи.
В больницах наблюдается нехватка линейных ускорителей, современного диагностического оборудования, квалифицированных медицинских кадров, необходимых медикаментов и мест в стационаре.
Это приводит не только к ухудшению здоровья пациентов и увеличению числа смертей от онкологических заболеваний, но и создает серьезные социально-экономические проблемы для их семей, так как многие вынуждены обращаться за лечением в частные клиники.
В НЦОГ пациенты часто вынуждены стоять в очереди на получение лучевой терапии, время ожидания составляет от одной до двух недель.

В августе 2025 года во время мониторинга 34 пациента ожидали начала лучевой терапии, но из трех аппаратов, предназначенных для лечения, только один работал, так как два линейных ускорителя (Elekta Synergy и Elekta Synergy Platform) вышли из строя. Лечение было проведено только с применением устаревшего аппарата «Бабатрон».
Врачи подчеркивают, что задержки в лечении могут привести к прогрессированию заболеваний и представлять угрозу для жизни пациентов.
Линейные ускорители доступны лишь в НЦОГ, в связи с чем пациенты из разных регионов страны вынуждены приезжать в Бишкек для получения лучевой терапии.
Даже при наличии всех трех аппаратов обеспечить своевременное лечение всех пациентов крайне сложно.
По данным НЦОГ, за последние пять лет только 25,6% пациентов с впервые выявленным онкологическим заболеванием смогли получить лучевую терапию.
Согласно международным стандартам, на каждые 300 тысяч человек должно быть один линейный ускоритель, что для населения в 7 миллионов требует не менее 20 таких аппаратов.
Ситуацию в области онкологии усугубляет и нехватка специализированных фиксирующих средств, необходимых для точного позиционирования пациентов на линейных ускорителях, что обеспечивает эффективность и безопасность лечения.
Во время мониторинга в отделении лучевой терапии отсутствовали термопластические маски, а имеющиеся средства были изношены и деформированы.
Правозащитники отметили, что в отделении лучевой терапии нет возможности проведения полноценного лечения детей, так как детские термомаски полностью отсутствуют.
Результаты мониторинга показали, что говорить о ранней диагностике онкозаболеваний в стране сложно из-за устаревшего оборудования и ограниченных технических возможностей.
В центре работал лишь один УЗИ-аппарат и один старый маммограф, который не обновлялся с 2014 года. Также не хватало ангиографов, современных эндоскопических и лапароскопических систем.
Омбудсмен Джамиля Джаманбаева призвала государственные органы обеспечить реализацию конституционного права граждан на защиту здоровья и получение качественной и своевременной медицинской помощи.