Назарбаев-Токаев: анатомия политической трансформации

Марина Онегина Эксклюзив
VK X OK WhatsApp Telegram

В последние время в политологических дискуссиях всё чаще звучит термин «асабийа», введённый средневековым арабским мыслителем ибн-Халдуном в XIV веке и активно использовавшийся в восточной философской и политической мысли. В отличие от западных подходов, здесь внимание уделяется социально-психологическим и гуманитарным аспектам, которые формируют концепцию асабийи как уникальной формы общественной сплочённости, влияющей на исторические события. Какие отличия существуют между асабийей Назарбаева и Токаева? На этот вопрос отвечает статья на exclusive.kz:

Ибн-Халдун и его последователи подчеркивали цикличность особенностей асабийи как ключевую причину появления, расцвета и упадка государств. Хотя сам термин переводится как «коллективная солидарность», это определение не полностью охватывает его суть, так как он подразумевает объединение человеческих групп и сообществ, которые достигли власти.
Ярким примером степной асабийи являются 26 сподвижников Чингисхана, известные как «люди длинной воли», которые создали крупнейшую империю в истории, существовавшую более шести столетий, пока в XIX веке не прекратило своё существование Казахское ханство — последний остаток этой империи. Какова же была сила и моральная высота этой кочевой солидарности, раз она смогла продержаться столь долго!
Согласно идеям ибн-Халдуна, который утверждал, что через несколько поколений стабильное государство начинает разрушаться из-за внутренних конфликтов, империя Чингисхана также распалась. Это происходило как с империями, так и с крупными государствами, и ибн-Халдун научно обосновал свои выводы на примерах арабских монархий. Он разработал теорию асабийи как методологический подход для анализа исторических процессов, который остаётся актуальным и в наши дни, так как основан на неизменной природе человеческого поведения.
Исследователи отмечают, что «асабийа» олицетворяет высокое сознание единства, племенной и кровнородственный дух, который лежит в основе социальной солидарности и группового сознания, что перекликается с концепцией пассионарности Льва Гумилева.
В начале 1917 года партия большевиков, возглавляемая Лениным, являлась небольшой политической группой с радикальными взглядами, но к концу года она совершила успешный переворот, привлекая недовольные массы своими лозунгами «заводы – рабочим, земля – крестьянам, мир – народам». Однако после окончания гражданской войны и болезни лидера внутри большевистской асабийи возникли смертельные конфликты.
Одной из основных причин ослабления асабийи ибн-Халдун назвал стремление нового лидера к монополии власти, что ведёт к борьбе с бывшими товарищами. После победы система власти быстро иерархизируется, а прежняя сплочённость превращается в наёмничество.
Сталин первым осознал, что не сможет победить, следуя законам асабийи, и создал институциональные инструменты – партийный аппарат. Верные ленинцы были уничтожены, а идеи мировой революции исчезли. Асабийа революционных фанатиков была заменена властью коммунистических бюрократов. Интересно, что кубинские лидеры после своей революции охотно отпустили Че Гевару продолжать революционную деятельность в Южной Америке, лишь бы он не создавал проблем внутри страны.
Эта ситуация поднимает вопрос о соотношении асабийи и институтов. В Советском Союзе партийные структуры доминировали до 1991 года, но это не означает, что аспект асабийи исчез. Напротив, он проявлялся в виде внутрипартийной борьбы и смены лидеров. Современные истории Китая и Вьетнама показывают, что там функционирует система партийной асабийи, которая, несмотря на свои идеологические и структурные корни, имеет механизмы для обновления и смены лидеров.
Команда Трампа также может быть представлена как асабийа, с ярко выраженной волей к власти и целью «сделать Америку снова великой». Однако она должна взаимодействовать с устоявшимися институтами, которые действуют уже более двухсот лет и приспосабливаться к существующим правилам. В отличие от арабских династий, изученных ибн-Халдуном, Белый дом ограничен демократическими институтами и американским законодательством.
Ситуация в России, как отметил популярный блогер Савромат, иная, там доминирует «чекистская асабийа». Разница заключается не только в том, что Путин стал официальным преемником Ельцина, но и в том, что объединяющей идеей выбрана агрессивная великодержавная парадигма, игнорирующая международные нормы. Главное отличие состоит в том, что путинская асабийа полностью контролирует все государственные институты, включая парламент и суд, манипулируя ими и скрывая своё истинное существование за их фасадом. В то время как в Америке всё открыто, благодаря сильным демократическим традициям.
Современная политология располагает множеством терминов, помогающих анализировать политические процессы – от политических групп до движений и элит. Но, чем же примечательна особенность асабийи? Она раскрывает глубинные механизмы политического процесса, учитывая не только идеологические и экономические аспекты, но и человеческие факторы, такие как социальные и психологические аспекты. Таким образом, явление асабийи является полезным инструментом для анализа.
Ибн-Халдун анализировал монархические династии арабского Востока и не имел представления о демократических институтах, которые появились в Европе после буржуазных революций, противопоставляющих себя монархиям и автократиям, где аспект асабийи проявляется наиболее ярко.
Но, в общем, можно сказать, что в странах с сильными демократическими институтами асабийа проявляется слабее, и наоборот. Отрицательные ассоциации, связанные с этим феноменом, объясняются именно этим. Тем не менее, асабийа никогда не исчезает полностью, так как отражает преданность человека определённой группе власти. Этот аспект также важен для анализа новейшей истории Казахстана, в центре которой стоит фигура Нурсултана Назарбаева, основателя новой государственной системы.
Назарбаев пришёл к власти в рамках КПСС, став главой республиканской партийной организации и Верховного Совета, в момент, когда власть переходила от партийных структур к Советам. В ходе распада СССР он легитимизировал свою власть через президентские выборы, формируя вокруг себя группу единомышленников, зачастую из низов, чтобы избежать возникновения у них амбиций.
Ибн-Халдун утверждал, что лидер захватившей власть группы стремится монополизировать её. Назарбаеву не пришлось долго бороться за это, поскольку роспуск КПСС автоматически лишил авторитетных деятелей должностей и статуса. Следующий шаг заключался в овладении экономическими рычагами, что привело к замене «красных директоров», которые сопротивлялись новым веяниям, на своих людей.
Хотя конкурентное поле вроде бы было очищено, свободные выборы среди депутатов привели к появлению амбициозных людей с демократическими взглядами, которые не поддерживали концентрацию власти. Однако у Назарбаева уже была собственная асабийа, члены которой занимали ключевые посты, и он дважды распустил Верховный Совет с его неподдающимися депутатами. Окончательную победу назарбаевская асабийа одержала с принятием новой Конституции в 1995 году, наделившей лидера сверхпрезидентскими полномочиями.
Почему окружение первого президента можно характеризовать как асабийю по критериям ибн-Халдуна? Во-первых, это единство, основанное на высоких целях – независимости и создании сильного государства, в интересах которого действовала асабийа. Существовал также харизматичный лидер, обладающий политическим чутьём и высокой популярностью. Единство намерений и действий особенно проявлялось на начальном этапе формирования асабийи, когда энтузиазм первопроходцев вдохновлял общество. Однако это единство может быть нарушено, что продемонстрировали случаи перехода в оппозицию Серикболсына Абдильдина и эмиграция Акежана Кажегельдина, которые, однако, только укрепили команду Назарбаева.

Во-вторых, важно учитывать кровнородственные связи. Ядром назарбаевской асабийи были близкие родственники, что подтверждается их неприкосновенностью и безнаказанностью. Например, поведение Рахата Алиева, вызвавшее политический кризис в 2001 году, не понесло за собой последствий для него. Позже члены семьи были освобождены от ответственности благодаря законам.
При этом появление «младотюрков» обозначало серьёзный идеологический раскол внутри правящего круга. Они осознавали, что усиление асабийи угрожает официальным институтам власти и выступали за демократическое развитие, понимая, к каким последствиям может привести концентрация власти в условиях автократии. В своё время министр информации Алтынбек Сарсенбаев говорил: «Хорошо, что у нас Назарбаев, который умеренно использует власть. А что будет, если придёт человек с иными взглядами?»
Важным соратником Назарбаева в тот кризис оказался тогдашний премьер, а ныне президент Касымжомарт Токаев, что, безусловно, повлияло на выбор преемника Назарбаевым.
В-третьих, член сообщества зачастую не анализирует правомерность действий группы, к которой он принадлежит. По ибн-Халдуну, он поддерживает её позиции, независимо от того, угнетается ли эта группа или сама угнетает других. Члены асабийи ставят себя выше остальных, что может приводить к решениям, игнорирующим интересы большинства населения. В недавней истории Казахстана таких решений можно привести множество, включая приватизацию и контракты с иностранными компаниями.
Четвёртым и, возможно, наиболее важным признаком является стремление правящей группы к богатству и роскоши как показателю статуса и власти. Привычка к престижному потреблению ведёт к необходимости сохранять достигнутое качество жизни, что в свою очередь приводит к истощению казны, росту поборов, снижению экономической активности населения и мятежам, как отмечал ибн-Халдун.
Пятым признаком является постепенная замена идейной мотивации карьерными устремлениями. Власть иерархизируется, и на смену высокому единству приходит наёмничество, которому не присущи высокие цели. Это ведёт к снижению способности государства реагировать на истощение ресурсов и к упадку.
Ибн-Халдун заметил, что ослабевшая правящая группа пытается продемонстрировать свою силу, организуя грандиозные мероприятия и обеспечивая своих сторонников, чтобы сохранить их лояльность. Казахстанцы стали свидетелями подобной практики на протяжении многих лет.
В реальности в Казахстане асабийа развивалась как параллельная, скрытая власть, состоящая из близких к лидеру людей, которые принимали важнейшие решения, транслируемые на уровень государственных институтов для официального оформления. Она действовала как центральная нервная система, невидимая, но управляющая всеми функциями государства.
Ибн-Халдун также утверждал, что между умирающей и новой династиями может быть преемственность, и основатель новой династии может наследовать обычаи предшественников. Институты могут обновляться при условии, что в них остались силы для развития, важнейшей из которых является сила асабийи. С новой властью часто ассоциируются положительные изменения. Наблюдая за нашими соседями Узбекистаном и Кыргызстаном, можно заметить позитивные изменения благодаря смене политических и экономических правил.
Интересно, как следует оценивать казахстанский транзит власти в рамках феномена асабийи. Неоспоримо, что токаевская асабийа сменила назарбаевскую, и поскольку власть не сменилась одномоментно, а произошла через двоевластие, столкновение старой и новой асабийи было неизбежным, что и привело к январским событиям.
Однако важно, чтобы изменилась природа властвующей асабийи, что связано с ключевыми идеями, которые делают её целеустремленной, а цели – прогрессивными и вдохновляющими. Поэтому после Кантара президент К.Токаев сделал важные заявления о разрыве с недавним прошлым и строительстве Нового Казахстана, вводя новые идеологии слышащего и справедливого государства, обновляя кадры, акцентируя внимание на молодых профессионалах.
Тем не менее, важна последовательность, и лидер должен следить за тем, чтобы новая асабийа была настроена на серьёзные изменения, а не на сохранение прежних порядков, чтобы политическая модернизация не превратилась в манипуляции политтехнологий, и новая элита не пренебрегала запросами населения. Он должен обуздывать стремления членов новой асабийи к материальному преуспеванию, особенно учитывая, что именно правящая прослойка контролирует распределение бюджета и государственных инвестиций.
На сегодняшний день видно, что не всё происходит так, как задумывал президент. Внутри высшего эшелона власти тоже наблюдается напряжённость. Публичные новости осени текущего года подтверждают, что повестка 2029 года становится всё более актуальной, и многие уверены, что главный вопрос будет решаться не через демократические процедуры, а по законам асабийи – выбором преемника. Этот сценарий подразумевает много подковерной борьбы и чреват непредсказуемостью.
Поэтому важной задачей является восстановление равновесия, нарушенного в период правления Н.Назарбаева, которое можно достичь путём усиления государственных и общественных институтов и предполагает политическую модернизацию с акцентом на демократию.
Одним из возможных путей может стать возвращение президента Токаева к политическому лидерству в правящей партии «Аманат», разработка новой идеологической платформы и стратегии, направленной на глубокие реформы избирательного законодательства, судебной системы и местного самоуправления, а также на оживление политической системы и поддержку экономических и социальных свобод. Эта масштабная работа может быть согласована с ключевыми инновациями в новой Конституции.
Высокие цели и идеологическое единство могут объединить новую прогрессивную асабийу и обеспечить ей долгосрочную поддержку общества.
Ерлан Байжанов
дипломат, журналист
VK X OK WhatsApp Telegram

Читайте также:

Население Могулистана

Население Могулистана

Аркануты, арлаты, барласы Исследуемая проблема — одна из сложных и мало изученных в истории...

Написать номментарий: