Азия глазами путешественника Г. Бонвалота



Азия глазами путешественника Г. Бонвалота

ПРИШЕЛЕЦ ИЗ ДРУГОГО МИРА


Впрочем, российский читатель был осведомлен о некоторых приключениях француза в Средней Азии даже немного раньше его соотечественников. Потому как вскоре после возвращения Г. Бонвалота на родину в 1888-м в 22-м номере издававшейся в Ташкенте газеты «Туркестанские ведомости» того года вышла статья «Экспедиция в Северную Индию». И здесь автор публикации указал, что великому путешественнику помогла одолеть нелегкий участок пути «Киргизская наместница в Оше», то есть Курманджан датка.

Но не будем забегать вперед, а начнем по порядку. Нелишне напомнить, что азиатский континент в то время представлял собой арену многолетнего противостояния двух колониальных держав - Англии и России. Как справедливо указывает наш современник, британский исследователь Питер Хопкирк в своей книге «Большая игра против России», произошедшее после падения Кокандского ханства расширение границ Российской империи на восток не на шутку встревожило ее давнего геополитического противника. Один из влиятельных британских политиков того времени лорд Макгрегор бил тревогу по поводу возможного вторжения русских в Индию. По словам П. Хопкирка: «Макгрегор доказывал, что индийская армия ни количественно, ни качественно не в состоянии противостоять такому нападению. Он заявлял, что «заставить Россию понять безнадежность вторжения» могут только определенные действия, предпринятые британским и индийским правительствами. Дело в том, что территория Восточного Туркестана играла одну из главных ролей в стратегии англо-русского геополитического противостояния. По словам российского политолога Е. Гарбузаровой: «Задача обеих держав состояла в том, чтобы не допустить друг друга к завладению Восточным Туркестаном. В качестве потенциального союзника использовать его территорию как военно-политический плацдарм. Дли Российской империи главным было обеспечить стабильность в центральноазиатских ханствах, уже вошедших под ее влияние, что же касается Британии, то она стремилась к сохранению территориального равновесия или возможного его приумножения и свою пользу. Для британского правительства геополитическая значимость Восточного Туркестана заключалась в его расположении, когда, укрепив там свои позиции, оно могло бы распространить свое влияние на Центральную Азию для противодействия Российской империи».

Надо полагать, не только научные интересы подвигли правительство Франции снарядить Г. Бонвалота в опасную экспедицию. Ее руководитель со своим соратником, исследователем, молодым в то время доктором ботаники Гийомом Капю (1857-1937 гг.) «...сделали немало этнографических наблюдений над жизнью и бытом народов Туркестана, в том числе и киргизов. Весьма примечательно, что они выступили и как первые исследователи киргизской музыкальной культуры».

По признанию же самого Г. Бонвалота: «Центральная Азия всегда притягивала мое воображение. Этот край соткан из контрастов и противоречий. ... Путешествуя по здешним местам, ты сможешь пройти по древним городам, в которых и сейчас кипит жизнь, и наткнуться на руины древних поселений». По мнению автора, «эта картина невольно наводит на мысль, что когда-то именно здесь зародилась человеческая цивилизация, отсюда началось великое переселение народов, эта земля стала колыбелью многих человеческих открытий и достижений». И целью его путешествия было увидеть своими глазами величие древней Средней Азии. Но по прибытии мы столкнулись с настоящим, которое было столь же потрясающим, как история этого континента».




Воздав должное этническому многообразию местного населения, исследователь напоминает читателю о том, что через эти места проходили все завоеватели: греки, арабы, римляне, поэтому у жителей в жилах течет кровь многих народов. В числе этносов, поразивших воображение Бонвалота на его пути по следам Александра Македонского, арабов и других завоевателей, были кыргызы. Как пишет путешественник, его команда встретилась «...с этим древним народом, много лет назад заселившим ... этот суровый край и постоянно кочующим, как обломок огромного корабля в безбрежном океане».

Что характерно, автор путевых заметок явно симпатизирует русским. По его словам, члены экспедиции прибыли в регион «... в тот момент, когда Россия только завоевала Центральную Азию. Сюда хлынул поток переселенцев с Волги и Днепра, что поощрялось царским правительством. Они сразу же начинали обрабатывать земли, так как в основном это были крестьяне. Мы шли по дорогам, по которым двигались колонны солдат, направляющиеся на строительство каналов, дорог, мостов, это были жилистые, сдержанные, дисциплинированные, не знающие усталости люди, марширующие под аккомпанемент балалаек и гармошек. Кажется, эти солдаты были рождены для сражений именно в таком нелегком климате. Времена изменились, теперь они были хозяевами в бывшей империи татаро-монголов, когда-то покоривших пол- мира. Русские не тратят силы зря, они двигаются вперед с непреодолимым упорством и размеренной, но нескончаемой энергией». Отмечая успех российской колониальной администрации в установлении порядка на занятой территории, француз явно не мог скрыть своего восхищения: «... взаимное уважение, терпимость, справедливое отношение друг к другу стало нормой жизни». Впрочем, это он сделал со следующей оговоркой: «Откровенно говоря, население Средней Азии не избаловано, если вы справедливо взимаете налоги, то большего им уже не надо».

Как подметил Г. Бонвалот, активность русских на Востоке вселила «... большую тревогу в тех, кто находится по ту сторону гор, - англичан, которые господствуют на тот момент в Индии. Теперь им приходится прилагать все большие усилия, чтобы сохранить свое влияние. Они понимают, что не имеют права на ошибку в этой большой игре великих держав, и с некоторых пор им постоянно приходится быть в напряжении». Автор определил место в этом поединке и «третьей стороны» - туземцев: «Что касается местного населения, то большинство просто с любопытством наблюдает за игрой соперничающих держав, не высказывая своих предпочтений».

К моменту посещения этого региона Г. Бонвалотом даже на территории пока еще независимых местных государств ощущалось большее влияние России, нежели Англии, что подметил и автор. Такой предстала Азия перед взором путешественника, когда он столкнулся с настоящим, столь же потрясающим, как история этого континента.

Встреча Габриеля Бонвалота с сыновьями Курманджан датки


Оставить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent