Борьба большевиков с эссеро-меньшивиками за установление Советской власти в Киргизии
Совдепы становились на местах органами власти, имевшими влияние преимущественно на представителей европейской диаспоры.
Мусульмане же искали свою защиту в национальных организациях типа «Букара», мусульманских комитетов, «Ит-тифак», «Алаш» и т. д.
Поэтому доминирование в Советах представителей тех или иных партий ни о чем не говорило, ибо не отражало всего спектра общественного настроения. Единственно реальной силой в этих условиях становились солдаты и вооруженные рабочие, которые время от времени, попирая все цивилизованные нормы, по настроению и по мере роста напряженности с продовольствием смещали, арестовывали, убивали и заменяли старых и новых чиновников.
Например, 3 декабря 1917 г. 45 солдат караульной роты Ошского гарнизона, «решили» переизбрать Ошский эсеро-меньшевистский Совдеп. Однако Совдеп был переизбран почти в прежнем составе и во главе с тем же председателем. Тогда, спустя месяц, 17 января 1918 г., «по инициативе большевиков» он был снова переизбран и с тех пор стал числиться большевистским.
7 октября 1917 г. в Аулие-Ата солдаты и рабочие организовали «массовый митинг в связи с отсутствием в городе хлеба» и установили там советскую власть, которая «упразднила феодально-байский «Мусульманский комитет».
В Пишпекском уезде, где было особенно напряженно с продовольствием, в ноябре 1917 г. солдаты сорвали выборы в Учредительное собрание в Токмаке и Беловодске. В декабре солдаты в рабочие Чуйской ирригационной сети организовали «голодный поход» на Пишпек, во время которого неуправляемая толпа убила начальника местной милиции Кирьянова.
31 декабря 1917 г. в Пишпеке состоялся массовый митинг, центральным вопросом которого было обеспечение продовольствием. Митинг, как говорится в «Истории Кыргызской ССР», проходил под руководством большевиков и стал «поворотным моментом в развитии революционных событий в Пишпеке», особенно в плане приближения масс к большевикам и «изоляции меньшевиков, эсеров и буржуазных националистов». День закончился записью в революционную дружину и освобождением из местной тюрьмы «33 преступников», как писали о них в газетах того времени. Правда, в этой книге они были названы «политическими заключенными». Но в таком количестве в захолустном Пишпеке им неоткуда было взяться.
А 1 (12) января 1918 г. «большевики одержали новую победу в борьбе за установление Советской власти в Пишпекском уезде». Под этим подразумевалось, что на заседании Пишпекского Совдепа был «провален» меньшевистско-эсеровский кандидат в председатели и проведен большевистский кандидат Г. И. Швец-Базарный. О том, как большевики проводили кандидатуру своего товарища в председатели, в этой книге не говорится ни слова. Правду об этом случайно, но с гордостью поведал участник этого события К. Дербишев—в прошлом активный сторонник А. Сыдыкова» а в период написания мемуаров — ветеран КПСС и персональный союзный пенсионер. Из его воспоминаний следует, что на том «историческом» заседании, где присутствовало около 300 человек на выборах председателя Пишпекского Совдепа сначала победил левый эсер Агафонцев. Но большевикам во главе с А. И. Иваницыным это не понравилось и при помощи солдат и вооруженных рабочих они вынудили собрание провести переголосование и избрать председателем Швец-Базарного. Апелляция к улице, к «человеку с ружьем», когда цель не достигалась демократическим способом, становилась обычной в практике большевизма. Тогда же не без участия солдат и вооруженных рабочих, Пишпекский Совдеп принял постановление: «присоединиться к центральной власти Петрограда и Ташкента». Однако уже через два дня, 3 января и r сутствие вооруженных солдат, «пользуясь численным преобладанием в Совете, эсеры и меньшевики провалили предложение депутатов-большевиков о передаче всей полноты власти в городе й уезде Совету». После этого большевики стали «укреплять Советы», вводя в него своих представителей. К середине января 1918 г. в них уже преобладали большевики. Не выдержав мер укрепления Совета по-большевистски, «эсеро-меньшевистские члены Совета... перестали являться на заседания, а некоторые подали заявления об уходе».
В феврале 1918 г. состоялся Пишпекский уездный съезд Советов, взявший на себя всю полноту власти в уезде и городе. Его решением был ликвидирован эсеровский Крестьянский Совет, а затем арестованы его председатель Хохуля и уездный комиссар Временного правительства Соколовский.
В марте 1918 г. вооруженным путем была свергнута власть комиссаров Временного правительства в Верном.
До апреля 1918 г. эсеро-меньшевистским оставался Совет в Пржевальском уезде и его Нарынском участке. На состоявшемся съезде Советов Нарынского участка были выявлены и арестованы все, кто агитировал за автономное «Кокандское правительство», хотя оно уже было давно разогнано. Власть Советов в Нарыне, была установлена благодаря активному вмешательству красноармейского отряда из Токмака под командованием большевика Ф. Дубовицкого.
Водоворот революционных событий в Кыргызстане