Лагуна сказок и долина слонов
В десять тридцать прилетел наш мини-самолет, и мы вновь летим над Калахари. С этой небольшой высоты пустыня выглядит бескрайним океаном. Никогда бы не подумал, что Калахари настолько красива. Ровная и совершенно плоская поверхность устелена золотисто-зелеными одеялами саванн, сквозь которые проступают красноцветные узоры песчаных дюн и светло-небесных озер.
Самолет летел на высоте не более 500 метров от земли, обходя мощные дождевые тучи. Было очень забавно наблюдать за происходящим. Тучи висели обособленно и были разбросаны по всему видимому пространству. Перед нами картина небесного орошения. Каждая туча время от времени, словно включив кнопку, орошала земные пространства обильным душем.
Стоило живительной влаге хлынуть с небес, как поверхность Калахари преображалась на глазах. Появлялись травы, высохшие озера наполнялись водой, привлекая стаи птиц и животных...
Чем дальше мы летели на север, тем зеленее становилась Калахари. Вскоре золотистые тона и вовсе исчезли с поверхности земли. На смену им пришли цвета малахита и изумруда.
Извилистые рукава заливов утопали в зелени тростниковых растений. Мы у границ величайшей дельты планеты, которую рождает река Окованга, получившая свое название от племени кованго, проживающего на севере Намибии.
Река рождается в нагорьях Анголы и течет вопреки логике на восток, удаляясь от близкого Атлантического океана. В горах Анголы в обычный для тех широт период муссонов скапливается много влаги, и Окованга исправно доносит ее до самой дельты, пройдя полторы тысячи километров. Около деревни Серонга река отдает драгоценную влагу в лабиринт протоков, образующих широкую дельту, напоминающую веер, мир заросших папирусом рукавов, болот и песчаных островков.
Огромная материковая дельта расширяется и сжимается вместе с пульсом мартовских разливов. При подъеме воды в реке это сразу сказывается на всей дельте. Вода в протоках начинает подниматься й заливает окружающие равнины. Пробиваясь сквозь стены папируса, потоки текут на заливные луга, отрезая от суши островки с пальмами, и сливаются в голубую мозаику озер.
Благодаря равнинному характеру местности и ширине дельты река течет очень медленно — со скоростью до одного километра в день. Жадные пески Калахари набрасываются на животворный поток влаги. Но перед тем как принести себя в жертву пустыне, Окованга разливается, образуя самую большую внутриматериковую дельту в мире. Лицо дельты постоянно меняется. И причина тому - сама река и её обитатели. Термиты строят острова, а бегемоты прокладывают протоки.
По этим протокам через тростниковые заросли пробираются редкие посетители этих мест. Единственным средством передвижения служат туземные узкие лодки, выдолбленные из стволов деревьев. Такие лодки называются «мокола».