Возвращение смертной казни в рамках национального законодательства могло бы привести к тому, что Кыргызстан оказался бы в числе стран, нарушающих свои международные обязательства, что противоречит конституционному признанию международного права и принципу добросовестного исполнения договоров.
Как правовое государство, Кыргызстан будет продолжать исполнять все международные обязательства, взятые на себя. В то же время, в рамках этих обязательств работа над изменениями в законодательстве, касающимися ужесточения наказаний за преступления против женщин и детей, будет продолжена, как указано в заявлении МИД Кыргызстана (полный текст заявления приведен ниже).
С 13 по 28 октября 2025 года прошли общественные обсуждения проектов Законов Кыргызской Республики «О внесении изменения в Конституцию Кыргызской Республики» и «О признании утратившим силу Закона Кыргызской Республики о присоединении к Второму Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленному на отмену смертной казни». По результатам обсуждения большинство участников высказались против возвращения смертной казни.
2 декабря 2025 года Президент С. Жапаров направил проект Закона о внесении изменений в Конституцию в Конституционный суд для получения официального заключения.
10 декабря 2025 года Конституционный суд, учитывая совокупность конституционных и международных аргументов, пришел к выводу, что восстановление смертной казни через конституционные изменения не соответствует Конституции и является недопустимым. Таким образом, проект Закона не может быть вынесен на референдум, и все процедуры, связанные с его реализацией, должны быть прекращены с момента вступления в силу заключения Конституционного суда.
Следует подчеркнуть, что Второй Факультативный протокол, участником которого является Кыргызстан, направлен на полную отмену смертной казни и не предоставляет возможности для ее денонсации. Это означает, что государство, присоединившись к Протоколу, обязуется навсегда отказаться от введения смертной казни.
Введение смертной казни в таких условиях поставило бы Кыргызстан в положение государства, которое нарушает свои международные обязательства, что несовместимо с признанием международного права и принципом добросовестного выполнения международных договоров.
Кыргызстан, как правовое государство, будет продолжать исполнять международные обязательства и одновременно продолжит работу над изменениями в законодательстве, касающимися ужесточения наказаний за преступления против женщин и детей.