В ответ на системные проблемы, врачи создали Ассоциацию семейной медицины Кыргызстана, чтобы защищать интересы своих коллег и восстанавливать престиж профессии, без которой невозможно развитие всей системы здравоохранения. Редакция Kaktus.media побеседовала с Нурланом Бримкуловым, профессором кафедры семейной медицины и членом правления Ассоциации, о текущем состоянии дел в области семейной медицины. Представляем основные моменты интервью.
Семейные врачи сталкиваются с проблемами имиджа. Многие до сих пор считают, что если кто-то работает в этой области, значит, его не взяли на более престижные кафедры.
Ситуация усугубляется отсутствием внимания со стороны правительства, что приводит к кризису в системе здравоохранения. Однако, по словам профессора, проблема касается всей системы в целом.
Министр здравоохранения Эркин Чечейбаев демонстрирует грамотный и смелый подход, открыто обсуждая низкие зарплаты медиков, необходимость повышения страховых взносов и сооплат в больницах. Его правдивые высказывания не всем могут быть угодны.
- Я думаю, что большинство людей поддерживает идею повышения зарплат медиков, но не все готовы делать это за счет своих небольших доходов.
- Проблема в том, что данные по выплатам 5,44-7,55% изменчивы. По информации ВОЗ, 50% этих средств - это расходы из кармана граждан. Если государство не финансирует систему, люди часто вынуждены распродать свои вещи, когда сталкиваются с серьезными заболеваниями. Например, в Германии и США также есть личные расходы, но они составляют всего 5-10%. Таким образом, в Кыргызстане система здравоохранения фактически финансируется частными средствами.
Когда государство не выделяет достаточные средства, люди готовы отдать последние деньги, чтобы выжить.- Теневые выплаты, на мой взгляд, больше касаются стационаров, чем первичного звена.
- Почему пациенты попадают в стационары с серьезными проблемами? Да потому, что нет должной профилактики на первичном уровне. У нас пациенты приходят только тогда, когда им действительно нужна помощь. Профилактика практически не осуществляется, поскольку семейный врач должен получать достойную зарплату и иметь нормальные условия для работы.
- Пусть зарплаты увеличат и создадут условия. Как тогда будет организована профилактика на первичном звене?
- Это довольно сложный вопрос. В настоящее время мы планируем внедрить опыт Казахстана. Мы уже ездили туда, и они принимали много делегаций, включая министров и заместителей. Кратко расскажу, как у них организована работа мультидисциплинарной команды. В неё входят семейный врач и три медсестры, для которых выделены финансирование и необходимые ресурсы. Также в команде есть психолог, социальный работник и акушерка на треть ставки. Это не просто один семейный врач.
В отличие от Кыргызстана, где один семейный врач работает в условиях перегрузки, в Казахстане организована работа так, что медработник на входе сразу сортирует пациентов. Например, если кто-то пришел за рецептом, он может обратиться к медсестре. Если требуется прививка - в процедурный кабинет.
Если другой пациент, например, хочет бросить курить, он идет в специализированный кабинет профилактики, где работает медсестра. А если пациент хочет попасть к врачу, медработник проверяет его доступность. В Казахстане медсестры обучены так, что пациенты обращаются к ним, а не к врачу, поскольку они лучше знают своих медсестер, которые всегда доступны и могут объяснить все.
Одна из медсестер занимается патронажем, то есть выезжает на дом. В итоге 50-60% пациентов получают помощь от медсестер, не доходя до врача, а те, кто нуждается в врачебной помощи, направляются к врачу.
- Зачем нужны психолог и социальный работник?
- Например, если к врачу приходит женщина с жалобами на высокое давление, выясняется, что у неё проблемы в семье. Тогда подключаются психолог и социальный работник, чтобы решить ситуацию. Социальный работник может помочь найти жильё или устроить детей в детский сад. В результате женщина возвращается, и её давление нормализуется, так как источники стресса устранены. Если просто назначить лекарства, первопричина не будет решена.
Сравните казахского семейного врача с нашим, который работает без команды. У нас предполагается две медсестры, но зачастую даже одной нет. Зарплата в Казахстане значительно выше. Мы узнали, что семейные врачи там зарабатывают около тысячи долларов.
В одном из центров семейной медицины врач рассказала, что она из Бишкека и работает там, живя в общежитии в будние дни, а на выходные возвращается домой. Она отметила, что среди врачей есть несколько из Кыргызстана.
Заработная плата - это лишь часть проблемы. Необходимы и условия. Например, чтобы медсестра могла спокойно принимать пациентов, ей нужен кабинет и минимальный набор инструментов для измерения давления и так далее. Мы побывали в большом центре семейной медицины в селе, где 21 помещение, что позволяет каждой медсестре работать в своем кабинете, общаясь с пациентами без лишних помех. Это привело к увеличению числа посещений медсестрами. В Казахстане обучение медработников поставлено на высокий уровень.
В Кыргызстане также говорят о необходимости повышать статус медсестры, чтобы они могли вести прием. Создали кабинет доврачебного приема, где работают три медсестры, однако фактически они не могут обеспечить качественный прием из-за большого потока пациентов. Даже семейные врачи работают по графику, и в таком же режиме назначены медсестры.
Психологов в нашей системе просто нет. Есть психиатры, к которым люди боятся обращаться.
Таким образом, в Казахстане семейные врачи разгружены: они могут сосредоточиться на лечении тех пациентов, кто действительно нуждается в врачебной помощи. В команде одного врача работают почти пять-шесть человек, все обучены и имеют доступ к оборудованным кабинетам для спокойного общения с пациентами.
Представители Минздрава Кыргызстана ознакомились с опытом Казахстана и сейчас планируют внедрить подобные практики в Центре семейной медицины №6. Это позитивный шаг, но необходимо больше ресурсов, в том числе финансовых. Также стоит отметить, что в нашей системе здравоохранения нет психологов и социальных работников. Я боюсь, что семейным врачам просто увеличат нагрузку. Если мы не решим проблемы с зарплатой и работой, последний врач тоже уйдет. Психолог в системе Минздрава, как я уже говорил, отсутствует.
Существуют планы по запуску пилотного проекта.- Вернемся к созданию новой Ассоциации семейной медицины Кыргызстана. Каковы её основные цели?
- Новая Ассоциация семейной медицины Кыргызстана (АСМК) объединила семейных врачей, медсестер и представителей научного сообщества, включая преподавателей кафедр семейной медицины КГМА имени И. К. Ахунбаева и КГМИПиПК имени С. Б. Даниярова.
Председателем правления стала Асель Тенизбаева, известный организатор здравоохранения и директор Центра семейной медицины №6 в Бишкеке. Заместителем председателя избрана Гульнара Сыдыгалиева, семейный врач с богатым опытом работы и руководитель ГСВ из села Ленинского Чуйской области, которая ранее возглавляла Ассоциацию групп семейных врачей (АГСВ). В правление ассоциации вошли также представители практического здравоохранения из всех регионов Кыргызстана, заведующие кафедрами семейной медицины, а также молодые специалисты.
Ассоциация является правопреемником организации "Семейная медицина без границ", которая объединяла в основном преподавателей и клинических ординаторов семейной медицины и внесла значительный вклад в подготовку кадров, организацию конференций и продвижение научных исследований в области первичной медицинской помощи.
Обновленная Ассоциация семейной медицины Кыргызстана намерена значительно расширить своё влияние на систему здравоохранения, поднять статус семейных врачей и медсестер, а также вернуть внимание к фундаментальной роли первичного звена, о чем говорилось в Алма-Атинской (1978) и Астанинской декларациях (2018) по первичной медицинской помощи.
Ассоциация уже начала свою деятельность. Она сосредоточена на поддержке всех инициатив по развитию семейной медицины, образовательной деятельности, организации конференций и конгрессов, аттестации врачей, юридической и психологической помощи молодым специалистам, а также на развитии международных связей.
Первичное звено является основой здравоохранения, а семейная медицина — ключевой элемент этого уровня. Однако это должно быть не только на словах, но и на практике. Важно, чтобы у медиков был интерес и понимание своей значимости.
Надеемся, что удастся изменить ситуацию для семейных врачей, улучшить условия работы, отношение к ним и внедрить передовые практики. Но я опасаюсь, что без государственной поддержки и увеличения финансирования здравоохранения будет сложно добиться изменений. Решение этих вопросов ассоциация не в состоянии. Без помощи государства ситуация будет только ухудшаться. Мы можем дойти до того, что будут построены новые больницы и закуплено оборудование, но специалистов просто не останется.