Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец Тихонов Григорий Матвеевич



Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец   Тихонов Григорий Матвеевич

Герой Советского Союза Тихонов Григорий Матвеевич


Григорий Матвеевич Тихонов родился в 1912 году в селе Семеновна Рузаевского района Кокчетавской области в семье крестьянина-бедняка. Русский. Член КПСС. В Советскую Армию был призван в 1940 году из города Фрунзе Киргизской ССР. Гвардии старший лейтенант. Командир сабельного эскадрона кавалерий-ского полка. Участник войны с белофиннами.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого ее дня. В боях с гитлеровскими оккупантами показал себя смелым и мужественным воином.

15 января 1944 года за проявленные героизм и отвагу, умелое руководство эскадроном в тяжелых и главных боях на подступах к Днепру и при его форсировании Григорию Матвеевичу Тихонову присвоено звание Героя Советского Союза. За боевые заслуги в годы войны был награжден орденами Александра Невского и Красной Звезды. Погиб 13 февраля 1944 года в бою за город Мозырь.

ШЛА КАВАЛЕРИЯ В АТАКУ...

То шагом, то рысью в походном строю идет эскадрон по пыльному проселку, изрытому гусеницами неприятельских танков, откатывавшихся на Гомель под мощным натиском наступавшей 61-й армии. Выгоревшая за лето порыжелая трава вдоль дороги со следами мазута и солярки слегка припорошена инеем первых сентябрьских заморозков.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец   Тихонов Григорий Матвеевич

Утреннее солнце пригревает, поигрывает веселыми бликами на сбруях лошадей, на осунувшихся лицах бойцов. В ушах стоит монотонный, усыпляющий топот копыт.

«Притомились ребята, устали. Ведь который день в боях, да и каких боях! — тепло, по-отечески подумал лейтенант Тихонов о бойцах своего эскадрона, окидывая взглядом изнуренные постоянным недосыпанием лица. — Хлопцы у меня — кремень! Знаю, будет сейчас приказ — они не колеблясь ринутся под пули и будут драться самоотверженно, умело, не щадя себя... Устали, конечно, но сейчас нам отдыхать недосуг. Надо наступать, не давать врагу передышки, только вперед, вперед...»

Рано утром после короткого отдыха 3-й сабельный эскадрон 62-го гвардейского кавалерийского полка выступил на занятую фашистами деревню Ивашково. Снова, как и вчера, когда эскадрон освобождал колхоз «Первое Мая», предстоял бой. Как сложится он для конногвардейцев? Заранее всего не предусмотришь, не предугадаешь. Враг все еще силен и обороняется упорно, остервенело, с отчаянием обреченного хищника, нередко переходит в контратаки при поддержке танков и самоходок. Одним лобовым натиском врага не всегда одолеешь, только людей потеряешь.

Тут нужен обходной маневр, после Сталинграда гитлеровцы стали панически бояться окружения. В ином бою отсчет времени идет на секунды — столько отпущено командиру, чтобы принять то единственное, самое верное решение, что приведет бойцов к победе.

Ожесточенным и жарким было сражение за колхоз «Первое Мая», превращенный врагом в опорный пункт. Рвы, проволочные заграждения, опоясывавшие окопы с пулеметными гнездами, говорили о намерении противника остановить наступление советских частей. Огонь гитлеровцев был плотным и яростным, но это не испугало конногвардейцев. Ведомые в атаку своим командиром, они мощной летящей лавиной обрушились на врага и, с ходу преодолев рубеж гитлеровской обороны, ворвались в село. Казалось бы, исход боя предрешен. Фашисты, не выдержав натиска конников, побежали, оставалось лишь преследовать беспорядочно отступавшего противника.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец   Тихонов Григорий Матвеевич

Но дальнейшее продвижение эскадрона вдруг стало невозможным: убийственный огонь из глубины села, усиленный минометным обстрелом, свидетельствовал о том, что гитлеровское командование сумело остановить паническое бегство и организовало оборону на новом рубеже. Под массированным огневым прикрытием гитлеровцы пошли в контратаку, предприняв отчаянную попытку оттеснить вступивших в село. В эти критические минуты боя лейтенант Тихонов отдал приказ двум взводам эскадрона совершить обходной маневр, зайти в тыл неприятеля и подавить его огневые точки.

Все три взвода ударили одновременно. Не ожидавшие такого поворота событий гитлеровцы заметались в огневом кольце. В том бою на улицах колхоза «Первое Мая» свыше сотни вражеских солдат и офицеров нашли свой бесславный конец. Десятки гитлеровцев, увидев, что сопротивление бессмысленно, сдались в плен, и лишь немногим на нескольких автомашинах удалось вырваться из окружения. Кавалеристы Тихонова захватили три радиостанции, грузовик с боеприпасами, оружие, другие трофеи.

Снова и снова мысленно перебирая все нюансы и перипетии недавнего боя, Григорий Матвеевич с удовлетворением думал о том, что действовал правильно, рисковал оправданно, как того требовала обстановка. Что ни говори, а конница сильна своей подвижностью, способностью совершить стремительный маневр. Советские конники всему миру показали в этой войне, что все разговоры о том, что кавалерия как род войск якобы изжила себя, явно преждевременны. Конница оставалась незаменимой в рейдах по тылам врага, в наступательных операциях, когда необходимо было развить первоначальный успех, настичь и уничтожить оторвавшиеся от основных сил вражеские под-разделения.

В этих непрерывных боях на подступах к Днепру эскадрону противостояли, как правило, превосходящие силы противника. Так было и у села Клачково, где, по данным разведки, держал оборону венгерский пехотный полк, насчитывавший в своих рядах около тысячи солдат и офицеров. Конногвардейцам лейтенанта Тихонова предстояло форсировать реку Сцов, атаковать врага в селе Клачково и, закрепившись на западном берегу, обеспечить переправу основных сил 62-го кавалерийского полка. Выяснив, что оборона противника более всего укреплена в северной части села, где сосредоточены его основные огневые позиции, Григорий Матвеевич решил форсировать Снов южнее Клачково и ударить по юго-восточной окраине села — с этой стороны, судя по всему, враг менее всего ожидал нападения.

Удалось скрытно переправиться через Снов и сосредоточиться для атаки на заранее намеченном рубеже. Это во многом обеспечило успех дальнейших действий. Натиск советских конников был настолько неожиданным и яростным, что оборонявшиеся не выдержали удара и в беспорядке отошли в глубь села, оставив в траншеях и на пути отступления более сорока убитых солдат и офицеров. Прошло какое-то время, прежде чем венгерская пехота, поддерживаемая тремя танками и двумя бронемашинами, предприняла контратаку. Лейтенант Тихонов приказал бойцам занять оборону и держаться до подхода главных сил полка, который в этот час беспрепятственно форсировал Снов в том месте, где ранее переправился 3-й сабельный эскадрон.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец   Тихонов Григорий Матвеевич

Бой обещал быть жарким. Противник обрушил на советских воинов всю мощь своего огня, но гвардейцы не дрогнули. Меткими выстрелами они отсекали пехоту от танков и уничтожали наступающих. Бронебойщики сумела подбить один танк и одну бронемашину Вражеская атака захлебнулась. Еще некоторое время солдаты противника, понукаемые офицерами, продолжали двигаться вперед, неся ощутимые потери, затем остановились и стали неудержимо отходить.

Григорий Матвеевич понимал, что неудача только на время обескуражила врага, перегруппировав свои силы, он наверняка опять пойдет в контратаку. Лейтенант передал по цени приказ быть начеку и готовиться к отражению новой атаки противника. Но события приняли другой оборот. На подмогу конногвардейцам Тихонова подоспели их боевые товарищи, и вот уже в полном составе 62-й гвардейский кавалерийский полк вступил в бой, вытеснил врага из села Клачково и начал преследование отступающих. Это была победа...

Фронтовые дороги... Много их было у Григория Матвеевича за три года Великой Отечественной. И кто знает, сколько еще ему предстоит пройти по этим нескончаемым дорогам— пыльным в летний зной, скованным ледяной коркой в зимнюю стужу, расплывающимся в грязевое месиво под обложными осенними дождями. Сколько их, дорог, впереди у лейтенанта Тихонова, если не выбьет его из седла раньше срока вражеская пуля?

Так уж сложилось, что почти вся сознательная жизнь Григория Матвеевича связана с ар-мией. Ему было двадцать, когда он стал крас-ноармейцем. Позади было трудное сиротское детство. Прошло оно в селе Семеновка Кокчетавской области, где и родился Гриша в бедной крестьянской семье. В голодном 1921 году умерли отец и мать Григория и девятилетний мальчик пошел в люди. Ему не дали умереть с голоду. В те тяжелые годы, когда Советская страна залечивала раны, нанесенные гражданской войной и разрухой, тысячи малолетних сирот бродили по ее дорогам, оседали в подвалах городов. Этих ребят, отбившихся от нормальной жизни, называли беспризорниками.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец   Тихонов Григорий Матвеевич

Для них создавались коммуны, детские дома. Один из таких домов приютил и Гришу Тихонова, заменив ему родителей и семью.




В армии в полной мере раскрылись способности молодого воина, командование направило красноармейца Тихонова учиться в Свердловскую военную школу. Затем Григорий Матвеевич служил на границе, охраняя мирный труд советских людей. В 1938 году, демобилизовавшись, приехал в Киргизию, работал на станции Каинда. Но спустя два года, когда началась воина с белофиннами, Родина снова призвала его в армейские ряды. На фронте Тихонов вступил в партию. С начала Великой Отечественной он — старший политрук, затем командир кавалерийских подразделений. В первых же боях проявился командирский талант Тихонова. За умелое руководство вверенными ему людьми, за личное мужество, отвагу и храбрость Григорий Матвеевич был награжден орденами Красной Звезды и Александра Невского.

…Все выше солнце, все отвеснее его лучи, согревающие людей и коней. Небо над головой синее, ясное, без единого облачка, какой-то необыкновенный, сладковатый и терпкий, растворивший в себе запахи увядающих трав и цветов, и дышится удививительно легко, и вольный веселый ветерок льется навстречу всадникам, щекочет загрубевшие, обветренные лица. Благодать! Будто и нет войны. А вот и село Ивашково. Белые украинские хаты выглядели по-особенному мирно среди тронутых желтизной садов. Красивое село. Но там за этими белыми хатами, притаился коварный и жестокий враг.

Местность перед селом была открытая, и вражеская часть, занимавшая Ивашково, встретила наступавших кавалеристов плотным прицельным огнем. А затем из-за хат и садов стали выкатываться танки и, построившись в боевой порядок, тяжело поползли, надсадно рокоча моторами, стреляя на ходу. Командир эскадрона приказал спешиться и занять оборону, приготовить к бою гранаты и противотанковые ружья. Танки приближались. «Один, два, три, четыре...»—глядя в бинокль, считал Тихонов. Он насчитал шесть «тигров», седьмой шла самоходная пушка «фердинанд». За танками бежали серые фигурки вражеской пехоты
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец   Тихонов Григорий Матвеевич

—«Ничего, выдержим. И не такое выдерживали...» — подумал Григорий Матвеевич, опустив бинокль.

Бой разгорался. Гвардейцы встретили неприятельские танки метким огнем противотанковых ружей и гранатами, дружно ударили из гранатаметов и автоматов по вражеской пехоте, отрезая ее от танков и прижимая к земле. Вот от точных попаданий бронебойщиков задымился и вдруг вспыхнул факелом «фердинанд», «тигры» будто в нерешительности остановились, а затем, огрызаясь огнем, попятились назад. Происходило, на первый взгляд, невероятное: противник, имея явный перевес в огневой мощи и живой силе, отступал, не сумев одолеть спешившихся советских кавалеристов. Видно, моральный дух фашистских вояк был невысок, в этом они явно уступали нашим конникам. Но именно моральное превосходство советских воинов, их стойкость, их мужество предопределили в конечном счете исход этого сражения. Враг не посмел более атаковать, а конногвардейцы лейтенанта Тихонова вместе с остальными эскадронами подошедшего вскоре полка перешли в наступление. В Ивашково они вошли победителями.

25 сентября сорок третьего года 3-й сабельный эскадрон, продолжавший движение в авангарде 62-го кавалерийского полка, вышел к Днепру. По пологому зеленому берегу, густо поросшему ивняком, всадники приблизились к днепровской воде, спешившись, напоили коней. Перед ними на сотни метров простиралась спокойная зеленоватая водная гладь. Тихо, спокойно было и на противоположной, занятой врагом стороне этой великой славянской реки, воспетой поэтами. Пристально вглядывались бойцы в обманчивую настороженную тишину правого берега, на который в ближайшие дни им предстояло ступить освободителями родной земли.

Тревожно и радостно было на душе.

В прибрежном лесу, южнее Гутты Красной, расположились они на отдых, ожидая подхода основных сил полка. Бойцы подумали прежде всего о своих боевых четвероногих помощниках: расседлали коней, почистили их, подлечили ушибы и царапины, проверили, не разболтались ли в походе подковы, скормили остатки овса, а потом еще кто сухариком побаловал друга, кто полакомил его припасеным кусочком сахара... Копи! Кони! Вы делите с кавалеристами все тяготы и лишения походной жизни, вы служите верой и правдой своим седокам, презрев все страхи, летите вместе с ними, подобно урагану, навстречу ливню пуль и погибаете молча, прикрывая собой всадника от рокового кусочка свинца.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец   Тихонов Григорий Матвеевич

28 сентября 62-й кавалерийский полк получил приказ форсировать Днепр и овладеть селом Нивки на западном берегу. Эскадрону лейтенанта Тихонова было приказано переправиться первым. Подготовка к выполнению задачи была недолгой. Соорудили из подручных средств полдюжины плотов, раздобыли несколько рыбацких лодок. Лично осмотрев местность, Григорий Матвеевич принял решение переплыть Днепр северо-западнее села Домарки. Здесь река изгибалась и в ширину была чуть более полукилометра. Это расстояние кавалеристы преодолели под сильным артиллерийско-минометным и пулеметным огнем противника за один час и тридцать минут, и эти полтора часа для каждого из них были адской пыткой: они отвечали редкими, экономными очередями на шквал вражеского огня, отчаянно боролись со своенравным днепровским течением, изо всей силы гребя к слишком медленно приближавшемуся берегу.

Вражеский гарнизон, оборонявший Нивки, не выдержал ураганной атаки кавалеристов и поспешно отступил. Боевая задача, поставленная эскадрону командиром полка, была выполнена. Солнце ушло за горизонт, конногвардейцы продолжали наступление. В сумерках подошли к селу Усохи, решили атаковать под покровом ночи, делая ставку на внезапность. Этот расчет полностью оправдался: застигнутые врасплох ночной атакой, фашисты в панике побежали. Утро следующего дня гвардейцы лейтенанта Тихонова встретили на новых позициях за околицей села Усохи. На отвоеванном ими плацдарме закрепились и остальные эскадроны переправившегося через Днепр 62-го кавалерийского полка.

В тот день лейтенант Тихонов снова повел своих ребят в смелую кавалерийскую атаку. Гвардейцы стремительно ворвались в большое село Галки, ведя бой на его северо-восточной окраине и еще не зная, что с противоположной стороны в село влетел, сметая на своем пути врага, эскадрон лейтенанта Смирнова наступавшего по соседству 60-го гвардейского кавалерийского полка. Зажатый в клещи вражеский гарнизон был разбит наголову. Только на боевом счету гвардейцев лейтенанта Тихонова — свыше полусотни убитых солдат и офицеров противника и уничтоженная минометная батарея.
Герой Великой Отечественной Войны кыргызстанец   Тихонов Григорий Матвеевич

За беспримерное мужество и отвагу, проявленные в этих тяжелых боях на подступах к Днепру, при его форсировании и расширении плацдарма на западном берегу многие бойцы-кавалеристы 3-го сабельного эскадрона 62-го гвардейского кавалерийского полка были награждены орденами и медалями СССР. А их командир — гвардии лейтенант Тихонов — был представлен к самой высокой награде Родины. «За проявленный героизм и отвагу, за умелое руководство эскадроном в тяжелых неравных боях товарищ Тихонов достоин звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»,— так указал в наградном листе командир 62-го гвардейского кавалерийского полка 16-й гвардейской Черниговской кавалерийской дивизии гвардии майор Маркорян.

В бою за белорусский город Мозырь 13 февраля 1944 года Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Григорий Матвеевич Тихонов пал смертью храбрых.

В. КИРЬЯНОВ


Оставить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent