
Крупнейшие мировые нефтяные корпорации, такие как Shell, Eni, ExxonMobil и TotalEnergies, были осведомлены о несоответствиях в хранении серы на месторождении Кашаган задолго до того, как Казахстан начал официальные разбирательства. Об этом сообщает Bloomberg, ссылаясь на внутренние документы и переписку участников проекта North Caspian Operating Company (NCOC), как передает Exclusive.kz.
По данным агентства, руководство консорциума знало о проблеме накопления серы на установке «Болашак» как минимум с 2016 года. В последующие годы компании обсуждали связанные с этим риски, включая вероятность штрафов, но так и не предприняли никаких действий для их разрешения.
В частности, в 2020 году оператор предложил начать измельчение и реализацию серы для снижения объёмов хранения и избежания санкций, но это требовало дополнительных финансовых вложений в проект, бюджет которого уже превышал 55 миллиардов долларов.
Bloomberg указывает, что участники проекта сравнили затраты на переработку и вывоз серы с риском возможных штрафов, и пришли к выводу, что экологические меры негативно скажутся на их прибыльности.
К 2022 году объем накопленной серы на Кашагане достиг 1,75 миллиона тонн. После проведения экологической проверки власти Казахстана предъявили консорциуму претензии на сумму около 5 миллиардов долларов.
По информации телеграм-канала Protenge.kz, комментируя данные Bloomberg, поднимается вопрос о серьезной экологической угрозе для Каспийского моря. Сера, выделяемая из сырой нефти, является токсичным веществом, и её длительное хранение в больших объемах может представлять опасность для окружающей среды.
Также Protenge.kz акцентирует внимание на роли национальной компании «КазМунайГаз», участвующей в проекте.
В материалах Bloomberg упоминается, что в 2020 году КМГ продолжала формулировать свою позицию относительно предложений по переработке серы, в то время как другие участники уже обсуждали возможные шаги.
Сообщество задает важные вопросы: Обязали ли нефтяные компании фактически сократить объёмы хранения серы и вывезти её с месторождения? Если да, то каковы результаты? Если нет, то почему до сих пор не приняты меры, напрямую касающиеся экологической безопасности?
Ситуация с серой на Кашагане выходит за рамки корпоративных разногласий, ставя под сомнение соблюдение экологических норм в Казахстане и безопасность Каспийского региона.