Запись и сбор генеалогических преданий кыргызов
В середине XIX в. некоторые влиятельные манапы, осознав значение санжыра, начали записывать их содержание на бумаге. Однако их первые рукописные варианты не получили широкого распространения. Такие записи фактически были генеалогией определенного правителя, манапа или бия, и в редких случаях рода. Б. Солтоноев напоминает о недошедшей до нашего времени записи санжыра, сделанной по велению верховного манапа кара-кыргызов Ормон-ханом. Манап пригласил грамотного муллу из Намангана и поручил записать санжыра кыргызов правого и левого крыла. Лично видевший эту рукопись автор описывает, что по внешнему виду это был свиток около 2-2,5 м в длину и в две ладони по ширине (Солтоноев, 1993. С. 86). Примерно такой же вид имеет сохранившаяся генеалогия манапа Байгазы-баатыра и кокандских правителей (Шажарат на-саб наме илатия // РФ ИЯЛ НАН КР. № 148). Таким образом, в конце XIX -начале XX в. инициативные люди из уст санжырачы записали на бумагу немало материалов. Грамотные санжырачы сами писали и распространяли его среди народа.
Начиная со второй половины 1920-х годов начинается целенаправленный сбор фольклорных и этнографических материалов. С образованием научных центров и Академии наук республики эта работа продолжалась. Именно в этот период был собран богатейший материал по устным санжыра. Эти материалы в основном охватывают генеалогические предания правого и левого крыла и являются основной источниковедческой базой в изучении санжыра. Рукописные варианты санжыра приобретены в разные годы Академией наук, иногда граждане сами приносили ценные списки на хранение. Значительный массив санжыра хранится ныне в рукописном фонде Института языка и литературы им. Ч.Т. Айтматова Национальной академии наук Кыргызской Республики. Это рукописи конца XIX - начала XX в., в основном 1920-1930-х годов.
Наряду с Белеком Солтоноевым, машинописная копия работы которого хранится в двух экземплярах в рукописном фонде Национальной академии наук, сбором санжыра занимались Бала Айылчы (Бала Айылчынын санжыра-сы. 1994. С. 177), Насирдин Боомбаев (РФ ИЯЛ НАН КР. № 808), Умет Молдо (РФ ИЯЛ НАН КР. № 47), Мухаммед Али Кыпчаки (РФ ИЯЛ НАН КР. № 47) и другие исследователи. Рукописные материалы этих авторов, основанные на генеалогических сведениях, дают возможность сравнительного изучения разных вариантов санжыра, в том числе относительно взаимоотношений кыргызов с соседними народами.
Отражение в санжыра истории и генеалогии кыргызского народа